Несмотря на то, что при упоминании об абстрактном искусстве в голове всплывает Кандинский, он не был первым художником-абстракционистом, зато был одним из ведущих теоретиков абстрактного искусства и духовности. Его самая широко известная книга «О духовном в искусстве» представляла собой подробное исследование связей между линией, цветом, эмоциями и духовным состоянием художника. Василий ещё больше отделил искусство от осязаемой реальности, поместив его в свою собственную сферу. Художник изучал русские народные традиции и верования, а также восточную философию и религиозные практики. Другим аспектом, который способствовал его исследованиям духовного, была его синестезия — неврологический феномен, вызывающий смешанное восприятие различных органов чувств. Это означало, что Кандинский был способен буквально слышать цвета, линии и текстуры.
Мондриан наиболее известен своими геометрическими абстракциями. Тем не менее знаменитый современный художник также работал над фигуративным искусством, которое было сильно вдохновлено оккультными идеями, циркулирующими в Европе. Духовность была важна для Пита на всех этапах его жизни. Он вырос в протестантской семье, но во время учёбы в Амстердамской академии искусств заинтересовался теософией, йогой и медитацией. Одной из ключевых концепций для теософов была эволюция. Однако они применили её не только к физическому, но и к духовному развитию человеческой расы. Картина Модриана 1911 года под названием «Эволюция» проиллюстрировала эту концепцию. Она олицетворяет человечество, выходящее за пределы физического тела, расы и пола.
Хильма аф Клинт была забыта на долгие годы, пока её искусство наконец не дошло до зрителей. Она создавала свои удивительные картины в гордом одиночестве, под руководством Высших мастеров по имени Гамалиил и Ананда. По словам Хильмы, эти существа связались с ней во время спиритического сеанса, сказав, что у неё есть миссия донести священные знания до людей её мира. Её картины были частью зашифрованных посланий, и она объясняла их значение в своих многочисленных записных книжках. Работы Хильмы должны были служить диаграммами неосязаемых и потусторонних процессов.
Самый известный проект Клинт назывался «Картины для храма». Почти двести картин должны были висеть в здании со спиральной структурой, которое она спроектировала. Однако ей так и не удалось его закончить. В конце концов, её желание в некотором роде сбылось, когда в 2018 году работы были выставлены в знаменитом спиралевидном здании, похожем на храм, Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Чешский художник Франтишек Купка был ещё одной важной фигурой в зарождении абстрактного искусства. Его спиритический путь начался намного раньше, чем его артистическая карьера. В раннем подростковом возрасте Франтишек работал подмастерьем у изготовителя сёдел. Пожилой мужчина был убеждённым спиритуалистом и произвёл впечатление на юного Купку рассказами о космосе и сакральной геометрии. Начав свою карьеру в качестве художника-фигуративиста, Франтишек постепенно перешёл к тотальной абстракции. Он называл свои картины цветовыми симфониями и исследовал способы выражения своего внутреннего состояния и турбулентности с помощью гармонии линий и цветов. Как и многие другие в этом списке, Купка экспериментировал с медиумизмом и трансом, стремясь к контакту с высшими мирами.
Информации об этой загадочной французской художнице немного, но сохранившиеся свидетельства о её жизни, творчестве и признании поистине интригуют. Фигуры на её пастельных рисунках можно рассматривать как автопортреты, но они также представляют собой довольно андрогинные тела. Андрогинность была концепцией, популярной среди художников-символистов, представляющей следующий уровень развития человеческой души, позволяющий ей преодолеть биологические и социальные ограничения пола. Жанна даже зашла так далеко, что воплотила свои черты в рисунке головы Иисуса Христа, который многие расценили как возмутительный поступок.
Несмотря на то, что интерес Жакмен к различным формам оккультизма, таким как оккультное христианство и розенкрейцерство, частично способствовал её художественному прогрессу и успеху, это могло также навредить ей. Некоторые искусствоведы полагают, что творчество Жанны было намеренно замалчиваемо из-за её сомнительных оккультных связей. Во многих источниках современники описывали её как сатаниста, который некоторое время жил в сатанинской коммуне.
Иоганнес Иттен был одной из главных фигур движения Баухауз. Он был автором многих идей по теории цвета, которые до сих пор преподаются в художественных школах. Однако Иоганнес считал, что мистицизм и исследование духовного так же важны для художника, как надлежащее образование и постоянная практика. Он был членом Маздазнана, основанного на зороастризме культа огня. Во время учёбы в Баухаузе Иттен внедрил в своё преподавание дыхательные упражнения Маздазнана, гимнастику и даже специальную диету. Однако у этого была и более темная сторона. Будучи совершенно новым учением, зародившимся в Америке, несмотря на то, что оно маскировалось под древний азиатский культ, Маздазнан в значительной степени опирался на расизм и прямо провозглашал духовное превосходство белых людей. Эта идея пришлась не по вкусу многим преподавателям и студентам Баухауза, которые глубоко интересовались африканским и азиатским искусством.
Родившийся в Санкт-Петербурге в семье состоятельного отца-немца и русской матери, Николай Рерих с ранних лет заинтересовался археологией, русской историей и народными сказками. Позже его интерес к религии и истории увёл его из России в Соединённые Штаты, а затем в Индию. Уже будучи опытным художником, Николай стал широко известен после своих путешествий в Индию и изучения восточных философий и религий. Он пошёл достаточно далеко, чтобы основать своё собственное весьма противоречивое духовное учение Агни Йога, которое сочетало индуистскую философию с западной оккультной традицией. На его самых известных картинах изображены буддийские и индуистские святыни, а также сцены из индуистской мифологии. Помимо духовных исследований, Рериха также помнят, как человека, стоявшего за так называемым Пактом Рериха, договором о защите культурного наследия во время военных конфликтов.
Эмма Кунц считала себя целительницей и практикующим врачом. Предполагалось, что её работы будут рассматриваться не как произведения искусства сами по себе, а как медицинские инструменты и схемы духовного знания. У неё не было никакого образования, если не считать того, что она училась в сельской школе. Она наотрез отказалась читать какие-либо другие книги, кроме книги по траволечению, однако у неё был разумный подход к своим духовным исследованиям. Эмма сделала большинство своих рисунков, используя два маятника, нефритовый и серебряный, которые отмечали траектории и точки пересечения на рисунках. Затем она соединила отмеченные области, создав яркие геометрические узоры. В то время как Кунц была открыта для объяснения значений своих рисунков другим, она никогда никому не позволяла записывать эти объяснения.
Французский художник Поль Рансон был образованным скептиком, и именно по этой причине он попал в этот список. Он был открыто антиклерикален, радикально выступал против любых религиозных авторитетов, в то же время изучал религиозные тексты и держал библиотеку, состоящую из эзотерической литературы. Хотя маловероятно, что он когда-либо был по-настоящему верующим, на разных этапах своей жизни он черпал вдохновение из различных духовных и оккультных источников. Поль интересовался колдовством, христианством, теософией и сатанизмом. Его картины были полны древнеегипетских символов, персонажей из индийской мифологии и обнажённых ведьм. Они часто носили декоративный характер. Художник использовал оккультные визуальные эффекты в качестве ярких театральных декораций для захватывающих историй. На самом деле, он также делал театральных кукол.
Джорджиана Хоутон точно так же, как и Хильма создавала автоматические рисунки, утверждая, что её вёл дух по имени Ленни вместе с семьюдесятью Архангелами. В результате она создавала абстрактные композиции из переплетённых огней за десятилетия до того, как слово «абстракция» стало применяться к искусству. Репутация Джорджианы была подпорчена её связью с печально известным фотографом Фредериком Хадсоном. Вместе с Джорджианой Фредерик сделал так называемые фотографии духов умерших людей, прячущихся за спинами своих живых родственников. И Хадсон, и Хоутон вскоре были разоблачены как мошенники. Стало известно, что они использовали двойную экспозицию или даже сами появлялись на фотографиях, чтобы создать впечатление другой фигуры, нависающей над плечами их клиентов.