16+
Лайт-версия сайта

Новости

Интерьеры усадеб и меланхолия в живописных работах забытой художницы русского символизма: Мария Якунчикова-Вебер




Мария Якунчикова-Вебер была воплощением всех душевных и творческих метаний своего времени. Одна из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование, она за свою недолгую жизнь успела стать ключевой фигурой русского символизма, побывала участницей «Мира искусства» и абрамцевского кружка, дружила со многими яркими деятелями обоих объединений, занималась живописью, керамикой, офортом… И во всех своих работах, быстро переходя от одного стиля к другому, оставалась верна собственному, меланхолично-мечтательному, художественному языку.



Дом Поленовых и Париж

 

 

Из окна старого дома. Введенское.

 

Из окна старого дома. Введенское.



 Окно (дерево, выжигание). Цветущие яблони.

 

Окно (дерево, выжигание). Цветущие яблони.



Она родилась в известной и обеспеченной семье. Ее отец - Василий Иванович Якунчиков, московский меценат, предприниматель, владелец усадьбы Введенское. Ему принадлежали магазины основанного им Товарищества Петровских торговых линий, два кирпичных завода, он был соучредителем Московского Торгового банка. Уголки усадьбы появляются в некоторых работах Марии. Несмотря на активную предпринимательскую и общественную деятельность, Василий Иванович был увлечен искусством – прекрасно играл на скрипке. Музыка пронизывала его жизнь – ведь вторым браком он был женат на Зинаиде Мамонтовой, талантливой пианистке, ученице Скрябина. В семье было двенадцать детей. Некоторые из них в дальнейшем так или иначе связали свою судьбу с искусством. Сестра Марии, Наталья, вышла замуж за художника Василия Поленова – так дом Поленовых стал для будущей художницы тем самым местом, где ее всегда ждут и куда она всегда стремилась. Не только живопись, подлинная ее страсть, влекла ее туда – но об этом позже.

Мария Якунчикова.

 

Мария Якунчикова.



Дети Якунчиковых росли в интеллектуальной среде, с ранних лет были окружены искусством во всех его проявлениях, поэтому неудивительно, что в пятнадцать лет Мария стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Там она написала несколько работ по мотивам российской истории, посвященных правлению Алексея Михайловича. Поленовы занимались организацией пленэров – и в ее ранней живописи появились этюды речных просторов; в них воздух, запах, вся атмосфера ощутимы почти физически.

У стен Саввина Звенигородского монастыря. Кладбище.

 

У стен Саввина Звенигородского монастыря. Кладбище.



Современники и – впоследствии – искусствоведы часто называют работы Якунчиковой-Вебер воплощением истинно русского символизма. В них – печаль оставленных усадеб, уголки природы, увядающие полевые цветы, бескрайние поля, тревожная смесь свободы и меланхолии. Духовно ее творчество сродни живописи Борисова-Мусатова и гравюрам Остроумовой-Лебедевой – последняя, кстати, способствовала ее интересу к офортам, хотя саму технику художница осваивала уже в Париже и разработала собственный метод печати, технически очень сложный и требовавший особой тщательности. Однако в России Мария жила постоянно лишь до девятнадцати лет – в этом возрасте у нее обнаружили туберкулез.

Медон весной. Весенний пейзаж.

 

Медон весной. Весенний пейзаж.



Церковь старой усадьбы Черемушки близ Москвы. Саввино-Сторожевский Монастырь.

 

Церковь старой усадьбы Черемушки близ Москвы. Саввино-Сторожевский Монастырь.



Врачи посоветовали сменить климат. Семья переехала во Францию, где она поступила в знаменитую академию Жюлиана, а через несколько лет открыла собственную мастерскую, время от времени выставляя свои произведения в парижском Салоне. Однако писала она образы русских усадеб – призрачные, сумрачные интерьеры, виды из окна – раннее утро или сумерки, будто бы случайно выбранные взглядом детали… И время от времени возвращалась в Россию – за впечатлениями и вдохновением.

 

Усадьбы и лебеди



Игрушечный городок.

 

Игрушечный городок.



Осина и елка. Интерьер.

 

Осина и елка. Интерьер.



Мария Якунчикова участвовала в деятельности объединения «Мир искусства», которому идейно была близка – ее офорт с изображением лебедя украшал обложку журнала. Кроме того, она работала в мастерских кружка в Абрамцево, тесно связанного с именем Саввы Мамонтова и его супруги, но главное – резчицкой мастерской там руководила Елена Поленова. С Поленовой Якунчикова познакомилась еще в юности. Их связывали невероятно теплые, возвышенные, одухотворенные отношения; сохранилась переписка, в которой Якунчикова неоднократно повторяет, как тянет ее на родину – говорить с подругой, обсуждать искусство, свои творческие измышления, стремления и мечты. Как и Поленова, Якунчикова увлекалась и декоративно-прикладным искусством, майоликой, собирала образцы народного искусства, создавала деревянные панно, покрытые масляной краской – нечто новаторское на стыке живописи и ремесла.

Обложка журнала. Деревянное панно с покрытием маслом.

 

Обложка журнала. Деревянное панно с покрытием маслом.



Фрагмент картины Марии Якунчиковой.

 

Фрагмент картины Марии Якунчиковой.



Еще одним человеком, оказавшим значительное влияние на творческий путь Марии Якунчиковой, был ее муж - в 1896 г. М.Якунчикова вышла замуж за студента медицинского факультета в Сорбонне Леона Вебер-Баулера. Он родился в России, однако почти всю жизнь прожил во Франции; его любовь и поддержка стали для Марии настоящей опорой. В 1898 году у них родился сын Степан. И в том же году ушла из жизни Елена Поленова. Это был тяжелейший удар – первый из тех, что поспособствовали ранней смерти художницы. В память о своей подруге Якунчикова-Вебер соглашается принять участие в оформлении Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже, где было представлено ее масштабное полотно в технике аппликации и вышивки «Девочка и леший». А еще – панно «Иванушка-дурачок и Жар-птица», созданное по эскизам Елены Поленовой и потому экспонировавшееся под ее именем. И этот труд был наполнен памятью о дорогой подруге и желанием рассказать ей что-то еще – что-то недосказанное.

 

Последние годы жизни



Непоправимое.

 

Непоправимое.



Не только смерть Поленовой стала трагической для Якунчиковой-Вебер. Спустя два года у Степана был диагностирован туберкулез. И хотя ребенка удалось спасти, эти переживания и вторая беременность сильно подорвали здоровье Марии. Муж перевез ее с двумя детьми в Швейцарию, купил там дом… Однако чистый воздух Швейцарии, любовь и забота супруга, усилия врачей – ничто не помогало. Художница вновь столкнулась с болезнью, с которой была вынуждена бороться в юности, и теперь борьба была безуспешной. Ей было всего тридцать два года. В журнале «Мир искусства» вышел небольшой некролог – и имя Марии Якунчиковой-Вебер на многие годы было забыто, хотя в Третьяковской галерее и Русском музее хранятся ее работы, а на въездных воротах завода «Абрамцево» красовалось ее панно «Молчание». Новая волна интереса к творчеству художницы поднялась после ее ретроспективной выставки, проведенной Третьяковской галереей в 2020 году.


Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100723/56766/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

КАКИЕ НАШИ ГОДЫ... Приглашаем на премьеру!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft