«Близ Океана глубокопучинного судно оставив,
Сам ты к затхлому царству Аидову шаг свой направишь.
Там впадает Пирифлегетон в Ахеронтовы воды
Вместе с Коцитом, а он рукавом ведь является Стикса.
Соединяются возле скалы два ревущих потока».
Гомер «Одиссея»
Некромантеон Ахерона находится в Месопотамосе. Это самый известный оракул древности, ему более 3000 лет, он восходит к микенскому периоду. Впервые это место упоминается в поэме Гомера «Одиссея». Именно здесь герой Одиссей спускался в царство Аида, чтобы найти слепого прорицателя Тиресия Фивского.
Это было место, где находился вход в подземный мир. Сюда приходили люди, чтобы посоветоваться с мёртвыми, обладавшими способностью предсказывать будущее. Святилище с циклопическими стенами полностью соответствует описанному Гомером во время визита Одиссея к Тиресию. Посвящено оно было Аиду и Персефоне, богам подземного мира. Согласно древним легендам, находится Некромантеон недалеко от Эфиры, на берегу реки Ахерон, в месте, где сливаются воедино две из пяти рек Аида - Флегетон и Коцит. Воды Флегетона пылали огнём, а Коцит подпитывали слёзы грешников.
В древности воды всех этих рек впадали в озеро Ахерусия, сегодня все они высохли. Некромантеон был выстроен там, на склоне холма, воды окаймляли его, превращая в остров.
Некромантеон состоит из туннелей и подземных комнат, которые спускались от храма, расположенного чуть выше, по ряду пандусов и проходов до центральных помещений, где проводились ритуалы. Благодаря жертвоприношениям, вызывались души умерших. Проводили церемонии посвящённые жрецы. Паломники, которые приходили сюда за ответами, могли получать откровения и пророчества от духов.
Началом ритуала всегда служила молитва и медитация в храме. Потом следовала обязательная трапеза с бобами, свининой, ячменным хлебом, моллюсками и вином, приправленным специальной галлюциногенной смесью. Далее следовала церемония очищения водой и жертвоприношение овцы, после чего жрецы вели посетителей через тёмный подземный лабиринт с несколькими железными воротами, которые открывались в обмен на подношения. В конце лабиринта посетитель попадал в комнату, где происходила «встреча с духами».
По мнению исследователей, появление мёртвых производилось благодаря жрецам. Они для этого устраивали целый спектакль со сложными трюками, успешно используя специальные механические приспособления, а также игру света и тени. Принятые галлюциногены и расслабляющее действие вина завершали дело. Люди действительно начинали верить в то, что находятся в царстве мёртвых и беседуют с духами. После церемонии они покидали святилище через другой выход, чтобы избежать встречи со вновь прибывшими. Тем самым соблюдалась тайна, ведь все рассказы о произошедшем почитались за кощунство.
Древнегреческий историк Геродот упоминает, что Периандр, тиран Коринфа, и Мардоний, один из главных персидских полководцев, во время греко-персидских войн, в числе прочих, тоже посещали Некромантеон, чтобы посоветоваться с мёртвыми.
Сохранившиеся останки Некромантеона относятся к эллинистическому периоду, концу 4-го и началу 3-го века до нашей эры. Это место было разрушено римлянами в 167 году до нашей эры во время Третьей македонской войны, хотя потом оно было частично восстановлено в 1 веке до нашей эры. Святилище продолжало функционировать до 4 века нашей эры, пока распространение христианства привело к его запустению и забвению. В начале 17 века над старым святилищем был построен монастырь святого Иоанна Крестителя.
Это место было заново открыто в 1950-х годах. С тех пор там неоднократно проводились раскопки. Были найдены сотни сосудов с подношениями и масляными светильниками, а также жернова, ракушки, сельскохозяйственные и строительные инструменты, фигурки Персефоны и Цербера.
Сегодня посетить остатки храма, подземный лабиринт и небольшой музей, где выставлены многочисленные древние артефакты, может любой желающий.