В самый разгар Великой Отечественной войны советский режиссер и сценарист Леонид Луков снял художественный фильм «Два бойца» о нерушимой дружбе двух фронтовых товарищей: Аркадия Дзюбина и Сашей Свинцовым. И именно благодаря этой картине на весь Советский Союз стали известный такие песни как «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали». Собственно, именно в последней и звучали соответствующие строки с упоминанием тех самых людей загадочного ремесла:
«Шаланды, полные кефали,
В Одессу Костя приводил,
И все биндюжники вставали,
Когда в пивную он входил».
Так что же это за «биндюжники» такие и чем они занимались в Одессе?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала придется разобраться с тем, что же такое «биндюга». Так вот биндюга – это особая разновидность телеги. От других телег биндюга, как правило, отличалась большой длиной и повышенной прочностью конструкции. При этом запрягалась она все еще одной единственной лошадкой. Правда, не простой, а из числа представителей тягловых пород. Использовались биндюги для «ломового извоза» - транспортировки тяжелых и крупногабаритных грузов. Далеко не всегда это были какие-либо товары или сырье. Длинные телеги среди прочего широко применялись, например, для доставки воды и льда или вывоза нечистот и снега. Люди, занимавшиеся ломовым извозом на биндюгах, назывались в Российской империи «ломовиками».
Теперь, что касается тех самых «биндюжников» из знаменитой песни. Это в свою очередь те, кто осуществлял загрузку и разгрузку тех самых длинных телег для ломового извоза. Выражаясь современным языком, их можно было бы назвать грузчиками. Существует популярная легенда о том, что биндюжниками называли строго каких-то особых «еврейских грузчиков» именно в Одессе. Это не так. Слова «ломовик», «биндюга», «биндюжник» ходили по всей по крайней мере европейской части Российской империи. Более того, сегодня лингвисты считают, что первоначально слова «биндюга» и «биндюжник» пошли от старинного названия «биндюх» - популярного обозначения извозной телеги запрягавшейся тройкой лошадей на Смоленщине. С другой стороны, все это никак не отменяет того факта, что в Причерноморье и, в частности, в Одессе биндюжниками действительно часто становились евреи. Само собой больше всего биндюжников было в портовых и транзитных городах империи.
Источник: https://novate.ru/blogs/040724/70126/