Лишь только после смерти Ван Гог стал одним из самых дорогих художников всех времен. Энергичные мазки, неожиданные перспективы, контрастные цвета и, конечно же, трагическая история жизни сделали Винсента всемирной знаменитостью, практически звездой среди художников. При этом, невзирая на дороговизну, его картины лишь изредка попадают на арт-торги и, что неудивительно, уходят за баснословные суммы. Коллекционеры очень неохотно расстаются с полотнами сумасшедшего гения, а если и решаются, то как правило, это частные сделки, которые осуществляются без привлечения посредников и прессы. Но есть большая часть шедевров художника, которая находится в государственных музеях и на продажу не выставляются. Поэтому их аукционная цена остается неизвестной.
В этой публикации мы расскажем о нескольких самых дорогих полотнах Ван Гога, которые когда-либо уходили с молотка на публичных аукционах.
«Портрет доктора Поля Гаше» целых 15 лет считался самой дорогой картиной в мире. На холсте, написанном в июне 1890 года, незадолго до смерти живописца, изображён его друг доктор Поль Гаше, который следил за здоровьем художника на склоне его жизни. Своего спасителя Ван Гог изобразил с веточкой наперстянки (именно из этой травы доктор готовил лечебное снадобье для художника). Доктор Гаше также заботился о Винсенте в его последние часы жизни после того, как тот нажал курок пистолета.
«Господин Гаше, на мой взгляд, так же болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в неё помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились. Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит жёлтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами» — так описывал Винсент Ван Гог в 1890 году доктора и его портрет в своём письме, адресованном брату Тео.
После трагической смерти художника картина в наследство перешла его сестре, которая, в свою очередь, в 1897 году продала её частному коллекционеру. Полотно несколько раз переходило из рук в руки, пока его не приобрел в 1911-м Штеделевский художественный институт, что во Франкфурте-на-Майне. Однако в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, портрет сняли с выставки и перенесли в хранилище музея.
А в 1937-м на волне кампании по избавлению от так называемого «дегенеративного искусства», он был конфискован Имперским министерством народного просвещения и продан Германом Герингом дилеру из Амстердама. Тот же в свою очередь, перепродал картину частному коллекционеру Зигфриду Крамарски, впоследствии бежавшему во время мировой войны вместе с картиной в США. В дальнейшем «Портрет доктора Поля Гаше» часто выставлялся в музее Метрополитен.
В 1990 году семья Крамарски, распродавая коллекцию своего предка, выставила картину на аукцион торгового дома Christie's, где та ушла с молотка за рекордную сумму - 82,5 млн долларов. Её приобрёл японский магнат Рёэй Сайто. На тот момент это было самой высокой аукционной ценой для работы любого художника. (С учетом инфляции сегодня эта сумма была бы эквивалентна $174,6 млн).
Но вскоре вокруг картины разгорелся большой скандал. Её владелец завещал кремировать картину вместе с ним после его смерти. К счастью, этого не произошло, поскольку после его кончины в 1996-м вмешалось ЮНЕСКО и правительство Японии. Шедевр был сохранен. После этого полотно Ван Гога было продано в частном порядке Вольфгангу Флоттлю, австрийскому инвестиционному управляющему. А тот, вскорости столкнувшись с финансовыми проблемами, перепродал его в частном порядке европейскому миллиардеру, имя которого не разглашается. Впрочем, как и новая её стоимость.
Второй вариант «Портрета доктора Поля Гаше» был написан вскорости после первого и был подарен самому доктору Гаше, после смерти которого картина была унаследована сыном доктора Полем Гаше-младшим. Он в 1949 году подарил её Лувру, а в 1986-м, после образования музея Орсе, картина была передана в состав собраний этого музея.
И ещё один любопытный факт - в 2017 году состоялась премьера уникальной полнометражной анимационной картины «Ван Гог. С любовью, Винсент», в которой отражен период проживания художника в доме того самого доктора Гаше и последние дни его жизни. Создатели кино-шедевра почти 5 лет с помощью с 120-ти оригинальных живописных работ мастера оживляли его произведения, чтобы рассказать историю его жизни, а также пролить свет на его загадочную смерть.
В 2017 году аукционный дом Christie's в Нью-Йорке продал эту картину за 81 миллион долларов, оценочная стоимость которой составляла 50 миллионов долларов. Художник создал полотно, живя в лечебнице Сен-Реми для душевнобольных. Там художник провел несколько лет своей жизни.
Полотно, датируемое 1889 годом, стало главным лотом на торгах авторов современного искусства и импрессионистов. Аукцион состоялся в 2017 году и транслировался в прямом эфире на сайте Christie's. Как и большинство работ Ван Гога, появляющихся на рынке, этот пейзаж был продан анонимному покупателю. К слову, сегодня его цена в эквиваленте составляет $91,74 млн.
И хотя Винсент в большей степени был склонен к написанию пейзажей и натюрмортов, в его творчестве появлялись и автопортреты, ещё реже - портреты. Своей сестре художник писал: «Я хотел бы нарисовать портреты, которые бы смотрелись спустя столетие для живущих тогда людей, как призраки. Под этим я подразумеваю, что я не стремлюсь достичь этого с помощью фотографического сходства, но имею в виду наши страстные эмоции... »
Автопортреты Ван Гога, а их насчитывается - 35, высоко ценятся, но лишь немногие из них остаются в частных руках. «Автопортрет без бороды» был особенно значимым для Винсента, так как он написал его в приюте в Сен-Реми-де-Прованс в 1889-м в качестве подарка для своей матери на ее 70-летие, чтобы убедить её, что он счастлив и здоров. Историки от искусства считают его последним автопортретом художника, написанным за год до смерти.
Последний раз «Автопортрет без бороды» публично был продан в 1998 году в Нью-Йорке за 71,5 млн долларов(более $ 121,3 млн с учетом инфляции на сегодняшний день). Галерея Курто как-то попыталась позаимствовать это полотно для своей нынешней выставки работ Ван Гога, однако оно оказалось неуловимым. Сейчас оно остается спрятанным в анонимной европейской коллекции.
Эта картина была написана в октябре 1889 года всё в той же лечебнице Сен-Реми. Пейзаж южной Франции, выжженный летним солнцем, наполняют жизнью и роща оливковых деревьев под ослепительным бирюзово-голубым небом, и прохладные тени под ними, и пламенеющая трава, изображённая густыми мазками. А посреди этого природного ландшафта небольшая ферма, окружённая кипарисами, за которыми возвышаются Альпы.
С 1982 года «Деревянные хижины» принадлежали известному техасскому предпринимателю Эду Коксу. После его смерти в 2020-м коллекция подверглась частичной распродаже. Таким образом этот пейзаж оказался на торгах торгового дома Christie's. За картину "сражались" сразу семь участников. Победитель выложил 71,4 миллиона долларов. Хотя покупатель был анонимным, пресса узнала, что картина досталась Хьюго Натану из лондонской компании Beaumont Nathan для некого частного клиента.
Картина отображает восхитительными цветами осени сцены в Алискане, древнеримском некрополе в Арле с тополиной аллеей и обломками романских саркофагов. Этот пейзаж, впрочем, как и множество других важных картин Ван Гога — появился в результате короткого, но плодотворного сотрудничества с Гогеном.
В 2003 году пейзаж был продан на Christie's за 12 миллионов долларов. Но когда он вернулся на аукцион в 2015 году, анонимный покупатель из Азии заплатил уже за него 66 миллионов долларов — в пять раз больше. Цены на Ван Гога растут очень быстро и в связи с инфляцией эта работа уже стоит $72,4 млн.
Над "Вазой с ромашками и маками" Ван Гог работал в июне 1890 года в городке Овер-сюр-Уаз в доме своего друга доктора Поля Гаше, следившем в то время за состоянием здоровья художника. Предположительно, Ван Гог, находясь в тяжелом финансовом положении, отдал картину другу в счет оплаты за медицинские услуги. В 1920-х годах «Ваза с ромашками и маками» попала в Соединенные Штаты Америки, позже она выставлялась в арт-галерее Олбрайт-Нокс в штате Нью-Йорк.
Натюрморт, оценочная стоимость которого составлял 50 млн долларов, был продан за 61,8 млн долларов владельцу китайской развлекательной компании Вану Чжунцзюню. Покупатель и сам является художником-любителем, пишущим в свободное время цветочные натюрморты. После аукциона он прокомментировал, что окончательная сумма оказалась «немного ниже, чем он ожидал».
"Эта картина была создана всего за несколько недель до трагической гибели Ван Гога и передает то сложное эмоциональное состояние, в котором он в то время находился", - именно так отметил её накануне торгов руководитель департамента импрессионизма и модернизма в Sotheby's Саймон Шо.
«Ирисы» были написаны в то время, когда художник жил в лечебнице Святого Павла близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти. В картине мы не видим высокой напряжённости, которая ярко проявилась в работах того периода. Сам художник её назвал «громоотводом для своей болезни», потому как чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать в таком стиле. В картине прослеживается влияние японских гравюр.
Стоит также отметить, что, «Ирисы» чудом дожили до наших дней, поскольку немало работ того периода художник просто раздаривал - врачам, пациентам, знакомым. А те считали их картинками сумасшедшего и не относились к ним серьёзно. После гибели Ван Гога «Ирисы» были переданы его матери. Но та никогда не ценила ни сына, ни его творчество. Тем не менее, переезжая всё же забрала их с чердака с собой, при этом оставив там множество других ранних работ художника.
Первым владельцем живописи был французский искусствовед Октав Мирбо, который приобрёл её в 1907 году за 300 франков. Спустя время, в 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет. Тогда на аукционе Sotheby's за 54 миллиона долларов её приобрёл австралийский бизнесмен Алан Бонд. Но он столкнулся с финансовыми проблемами и не смог завершить сделку. «Ирисы» были перепроданы в 1990 году музею Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе штат Калифорния и являются одной из самых тиражируемых картин Ван Гога. Хотя цена, уплаченная музеем, никогда не разглашалась, вероятно, она была примерно равна аукционной сумме. Ну, а сегодня с учетом инфляции эта сумма превышает $131 млн.
Подсолнухи являлись визитной карточкой художника. Он создал две серии картин с подсолнухами: лежащие цветы - в Париже в 1887-м, подсолнухи в вазе - в Арле в 1888-м и несколько их копий. Всего было 11 картин. Две парижских картины приобрёл друг Ван Гога - Поль Гоген. А три варианта подсолнухов в вазе хранятся в Лондонской Национальной галерее, Музее Ван Гога, в Амстердаме, Художественном музее Sompo в Токио. О последнем варианте и пойдет сегодня речь.
Картина была продана на аукционе в 1987 году, когда бум цен на искусство живописи только начинался. Это один из 3 натюрмортов с подсолнухами, которые Ван Гог написал в Арле. Покупателем стала токийская страховая компания Yasuda, купившая натюрморт за 39,9 млн. долл. (с учетом инфляции теперь это было бы эквивалентно $90,4 млн.) Позже фирма была передана компании Sompo, и подсолнухи Ван Гога теперь является главной достопримечательностью Художественного музея Sompo.
Есть сведения, что натюрморты в Арле, живописец задумывал написать с натурщицами. Но барышни на пленэр не пришли. Тогда Винсент взял охапку ярких цветов, сунул в вазу и стал их рисовать. Четырьмя натюрмортами с подсолнухами украсил свой дом к приезду Поля Гогена. Позже два из них после смерти Винсента Гоген купил у его родни.