В советскую эпоху рестораны не были заведениями с высокой доступностью - ежедневно там могли питаться разве что члены «элиты» общества – звёзды спорта, искусства или эстрады, актрисы и актеры, иностранцы, партноменклатура и их семейство. А вот среднестатистическому гражданину требовалось зарезервировать место в листе ожидания за много дней заранее. Там же, где их не было, необходимо было пройти что-то вроде тогдашнего «фейс-контроля» в виде метрдотеля, который за один внешний вид мог сообщить, что якобы в заведении не осталось свободных мест.
Не самое лучшее отношению к потенциально небогатым клиентам могли проявлять и другие сотрудники ресторанов. Например, те же официанты, которые чётко понимали, что хороших чаевых от посетителя не дождёшься, то были не особо дружелюбными. Причём эта особенность была распространённой повсеместно, судя по тому, что стала частью массовой культуры - вспомнить хотя бы известный эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», когда к МУРовцу Шарапову, не имевшему много казённых денег на ужин в ресторане, был проявлен весьма неприятный приём от буфетчицы роскошного ресторана.
Наиболее элитные советские рестораны очевидно ориентировались на конкретную прослойку общества, а потому для них старались создать как можно более комфортную атмосферу и обслуживание. Так, в них был очень респектабельный интерьер, который ещё и подстраивали под тогдашние модные тенденции: например, в один год залы ресторана украшали витражными окнами и мозаикой, а позднее их заменяли скульптурами или живописными картинами. Не менее интересным было внедрение принципиально новых концепций самих заведений: на фоне популярности авиации в СССР стали возникать кафе в виде самолётов или рестораны, похожие на зал аэропорта - официантов в таких местах одевали в униформу, напоминающую бортпроводников.
Несмотря на возможную разницу во внешнем виде, внутреннее устройство и управление во всех советских кафе и ресторанах было по сути одинаковым. Ведь контролировалось государством за счёт специально созданного для этих целей треста. Именно по его указке не только оснащались кухни и залы нужным оборудованием, но и прописывались требования для персонала, создавалось меню и устанавливалась стоимость блюд. Отдельно руководилась работа музыкантов, а отслеживалось всё, от трек-листа до костюмов. И такие ансамбли были практически в каждом ресторане.
Особый интерес вызывает меню среднестатистического советского ресторана, а всё потому, что при всей внешней элитности, в нём были такие блюда, которые могли бы позволить даже небогатые клиенты. Так, по информации редакции novate.ru, один чек на полноценный обед у нескольких человек при правильном подборе блюд мог не превышать суммы и в пять рублей, а один посетитель мог побаловать себя комплексным обедом за рубль пятьдесят копеек. Поэтому в таком общепите можно было порой встретить и группу студентов, который скинулись на перекус и сумели плотно и вкусно поесть.
Если же говорить о более привычных клиентах - представителях состоятельной элиты общества - то их чеки зачастую бывали в несколько раз больше. А если заказ сопровождался ещё и алкогольными напитками, то он удорожался ещё сильнее. В итоге богатые клиенты могли оставить в элитном заведении советского общепита за один ужин рублей по двадцать-тридцать с человека, при том, что средняя месячная зарплата в стране составляла в разные годы от 120 до 170 рублей. Но это и понятно - за икру, дорогое мясо, изысканные десерты и хорошую выпивку определённо приходилось платить соответствующе.
Источник: https://novate.ru/blogs/260724/70372/