Зарегистрировано — 123 598Зрителей: 66 662
Авторов: 56 936
On-line — 6 847Зрителей: 1337
Авторов: 5510
Загружено работ — 2 127 065
«Неизвестный Гений»
Новости
Гений разведки и друг СССР Маркус Вольф, с которым не справлялись даже ЦРУ
Бессменным шефом восточногерманского союзника чекистов был Маркус Вольф. Во времена сотрудничества с Лубянкой эта разведка ничем не уступала ЦРУ или МИ-6. Отличие было одно: деятельность ГДР-управления вела шпионаж во имя мира, в отличие от западных аналогов. От деятельности величайшего разведчика прошлого века десятилетиями зависела закулисная европейская политика. Другими словами, виртуоз разведки помогал Европе хранить мир.
Еврей из Советского Союза
В Советском Союзе виртуозного разведчика Маркуса Вольфа знали, как Мишу Волкова. 33 года этот выдающийся человек строил одну из сильнейших разведок мира — управление «Штази» в ГДР. Это государство появилось в советской зоне оккупации в 1949-м и госбезопасность там выстраивалась по образу и подобию СССР. Москва рассчитывала использовать немцев в разведдеятельности по Западной Германии и Европе. 29-летний Маркус Вольф стал руководить тамошней разведкой в 1952-м. Впоследствии оппоненты назовут его «натовским кошмаром», а американские издатели выпустят его мемуары под названием «Человек без лица». Несколько десятков лет западные спецслужбы не могли заполучить ни одного фото советского протеже.
Маркус Вольф родом из южной Германии, где рос в семье бедного еврея. Когда к власти пришли нацисты, родителей после скитаний по Европе принял Советский Союз. Блестящий ученик Маркус без экзаменов поступил в престижнейший на тот момент столичный авиационный институт. С началом войны был направлен в школу Коминтерна в Башкирии, где готовили нелегальных разведчиков. После войны уехал в Берлин работать на радио. До 1949-го Миша оставался гражданином СССР, а в 1951-м уже состоял в разведке ГДР. Эта организация начинала деятельность под вывеской Института научных исследований.
Кость в западном горле
Известно, что сразу по окончании Второй мировой Соединённые Штаты принялись за подготовку новой войны. На этот раз – против Москвы и ее союзников по соцблоку. Президент США не располагал информацией об экономике и военной отрасли будущих противников. Шеф ЦРУ, рассчитывая на помощь разведслужбы Западной Германии, решил заслать в соцстраны агентов-нелегалов. Их готовили в американском шпионском центре ФРГ, откуда самолетами доставляли и сбрасывали с парашютами при помощи ВВС США. Лазутчики занимались убийствами партийных деятелей, добычей сведений о расположении воинских частей и промышленных зон, формировали группы «недовольных» для организации беспорядков, распространяли дискредитирующие власти слухи, крали из госучреждений секретные документы, взрывали промышленные объекты. Но ликовал глава ЦРУ Даллес недолго.
Уже к 1954-му на территории СССР обезвредили десятки «парашютистов». Пик американских неудач пришелся как раз на тот момент, когда разведначальником в ГДР стал Вольф. Было понятно: Маркус внедрил в администрацию центра свою агентуру. Когда из ФРГ в Восточную Германию перебежал Хорст Гессе, он привёз документы американского центра, на основании которых в ГДР были арестованы 137 агентов, удалось выловить массу шпионов и советской, чешской, польской контрразведкам. На конференции МГБ перебежчик рассказал, что был внедрен в спецслужбы США Вольфом.
После такого конфуза канцлер ФРГ Аденауэр вынужден был прекратить парашютные инициативы, а шефа ГУР объявил «личным врагом». Вольф же воспринял такое обвинение от лица бывшего начальника гитлеровской разведки как похвалу. Та операция принесла разведчику генеральские погоны.
Тандем ГУР и КГБ достиг апогея в 1970-1972-х, когда готовилось хельсинское Совещание по безопасности и сотрудничеству Европы. Благодаря секретной информации от разведчиков о позициях США и ФРГ, страны Варшавского Договора отстояли свои интересы. Кроме того, произошла утечка документов «Особой важности» о разногласиях в группировке НАТО, о чем был своевременно проинформирован Юрий Андропов. Используя ценнейшие сведения, СССР сумел склонить США подписать в 1972-м договоры об ограничении систем противоракетной обороны и стратегических вооружений. Одним из сильнейших партнеров Вольфа в ФРГ была Габриела Гаст, которая снабжала ГУР и КГБ настолько важной информацией, что она не рассекречена до сих пор.
Неодобрение Горбачева
В 1983-м генерал-полковник Вольф, достигнув 60-летия, подал в отставку. Его прошение удовлетворили, но процесс растянулся на три года. В реальности отойти от дел удалось только к 1986-му, когда по стране вовсю шагала горбачевская перестройка. Вольф не питал в адрес нового главы СССР надежд. Опытный разведчик, знавший толк в большой политике, видел, к чему все идет. Он писал Горбачеву, что какие бы изменения в политическом строе не происходили, бросать надежных союзников Москвы нельзя. Но эти письма остались без ответов.
В мае 1990-го к Вольфу с понятными предложениями пожаловали из ЦРУ. Разведчик в отставке своих убеждений не предал, как и своих помощников. Понимая, что с объединением Германии оппоненты не дадут ему жить спокойно, он, получив отказ в политическом убежище от Австрии, уехал в СССР. Но Ельцин со своим окружением продавали Западу все подряд: и честь, и совесть, и государственные тайны. Оставаться там теперь было нельзя.
Осенью 1991-го Маркус Вольф возвратился в Германию, где был тут же арестован, а позже освобожден под большой залог. В 93-м получил 6-летний срок, но приговор вскоре отменили из-за судебного постановления, согласно которому офицеров разведки ГДР освобождали от преследования.
Есть сведения, что агентам разведки ГДР, отбывавшим наказание в странах Запада, предлагали свободу за показания против Вольфа. Спецслужбы искали, за что можно зацепить неприкосновенного Маркуса. Но на это не пошел ни один осужденный. Как глава ГДР-разведки не выдал ни одного своего подчиненных, так и его люди отказались от предательства экс-шефа. А один разведчик, сидевший за шпионаж в тюрьме США, в интервью журналистам заявил: «Передайте Вольфу, что мы ни о чем не жалеем». В последние годы жизни Маркус работал над книгами. Одна из них была посвящена коллегам и соратникам и называлась «Друзья не умирают».