Для израильской стороны, где Холокост коснулся не менее двухсот тысяч жителей страны напрямую: кто-то сам прошел через концлагерь, другие потеряли родных и близких в этих смертельных жерновах – это был принципиальный вопрос.
Адольфа в детстве сверстники дразнили «маленьким евреем» за невысокий рост, заметный нос и черные волосы. Не это ли стало причиной столь тотальной ненависти со стороны Эйхмана к представителям этой нации? Одно время он ходил в ту же школу, что и Гитлер. Несмотря на то, что он поступил в высшее училище, заметных успехов он не делал. Скорее отличался недисциплинированностью. Учебу он забросил и стал работать.
Уже в 1932 году он вступает в НСДАП, но после того как в Германии к власти пришли нацисты, он теряет работу, поскольку в Австрии (а именно там он проживал на тот момент) эта партия была запрещена.
Он переехал в Баварию и стал служить в штурмовом отряде, позже его перевели на штабную работу, а в 1935 году предложили должность в созданном еврейском отделе. Ему предстояло работать над насильной депортацией представителей этой национальности. Через три года под его началом было организовано Центральное бюро еврейской эмиграции. Позже он организует подобное же бюро в Праге, а с началом Второй мировой войны он возглавляет главуправление имперской безопасности. Здесь он занимался тем же, что и раньше, но методы были максимально радикальные. К тому же сфера его влияния заметно расширилась, распространяясь на территорию оккупированных европейских стран.
Под его контролем был весь транспорт, в том числе и поезда, которые занимались транспортировкой в концлагеря. Он лично присутствовал на массовых расстрелах, посещал Освенцим и другие лагеря.
Ванзейская конференция, на которой были подписаны приказы о решении «еврейского вопроса», подготавливалась в том числе и Адольфом Эйхманом. Он вел протокол заседания, а затем, основываясь на нем, рассылал приказы полиции, секретным службам. Известно его выступление на этой конференции, где он говорит о перспективах уничтожения 11 млн человек.
Практически сразу после войны нацистские преступники были переданы суду. Но часть смогла скрыться. Так случилось и с Эйхманом, он просто исчез к моменту, когда о нем вспомнили. Оказалось, что был взят под арест американской стороной, но сумел бежать, причем с поддельными документами. По некоторой версии сделать ему это помогли священнослужители.
После побега он спокойно жил в Германии вплоть до 1950 года, после переехал в Аргентину, причем через Италию. Аргентина была выбрана неслучайно, она не выдавала нацистских преступников и там они были в относительной безопасности. Впрочем, совершившие преступления перед человечеством никогда не должны быть полностью уверены в своей безнаказанности.
В 1960 году группа из спецслужб Израиля отправилась в Аргентину. По достоверным данным именно там находился Эйхман и им предстояло найти его. Заранее было решено, что если нациста удастся найти, то его придется похищать, поскольку аргентинская сторона уже неоднократно отказывала в выдаче нацистских преступников. После того как Эйхман был обнаружен, за его домом установили постоянное наблюдение. Похищение было намечено на середину мая, именно в это время должен был прилететь самолет израильских авиалиний с их делегацией на борту на празднование юбилея Аргентины.
В группу, которая разрабатывала дело Эйхмана, вошли 30 лучших специалистов. Все они были жертвами нацистского режима и пережили гонения. Они прилетели в Аргентину из разных стран и городов, в разное время, чтобы не вызвать лишних подозрений. Они изучили распорядок дня Эйхмана. Планировалось, что похищение произойдет вечером, когда он возвращается с работы. Он имел привычку доехав до остановки, пройтись до дома пешком.
Группа захвата прибыла на место похищения загодя. Две машины были припаркованы недалеко друг от друга, а агенты стали делать вид, что в машине поломка и они проводят мелкий ремонт. В этот день Эйхман вернулся чуть позже обычного, но его дождались, хотя и беспокоились о том, что придется переносить операцию. Когда нацист поравнялся с одной из машин, его схватили и увезли в дом, который был снят для этого. После допроса он признался кем он является на самом деле.
Для того чтобы вывезти нациста была проведена еще одна подготовительная операция. Один из агентов обратился в больницу с жалобами на сотрясение мозга, получал лечение. После его амбулаторная карта была заменена на данные Эйхмана, по которым он и летел «домой». На борт самолета он попал как член экипажа и уже 22 мая борт с главным антиеврейским преступником приземлился в Израиле. К его прилету все было готово. Можно было говорить о том, что операция завершена успешно.
После того как Израиль официально сообщил о том, что Эйхман находится у них, мировая общественность отреагировала неоднозначно. С одной стороны, восторжествовала справедливость, с другой – были нарушены принципы мирового права. Пресса муссировала это событие. Да и среди нацистов, прячущихся по всему миру это вызвало панику – никто не чувствовал себя в безопасности.
Аргентина принялась защищать нацистского преступника и требовала его возвращения, подала жалобу в ООН. Совет Безопасности ООН обсуждал инцидент в течение двух недель. Советская пресса тоже широко освещала данное событие. Мнение советской стороны было однозначным – любая страна имеет право восстановить справедливость, наказывая нацистов за их преступления, сколько бы лет не прошло. При этом шло осуждение западных стран, которые укрывали нацистов и их пособников, предоставляя политическое убежище.
Президент Аргентины на самом деле симпатизировал нацизму и даже выступал с осуждением Нюрнбергского процесса. В его стране нашли достаточно безопасный приют тысячи пособников нацистского режима.
Сразу после доставки в Израиль, Эйхман был взят по стражу, уже готово было постановление суда. Само судебное заседание по его делу состоялось в апреле 1961 года. Безусловно, интерес общественности к нему был крайне высок. Оно даже транслировалось по телевидению, по тем временам это было в новинку. На самом суде Эйхман сидел в кабинке из пуленепробиваемого стекла – это было необходимо для того чтобы подсудимый дожил до оглашения ему приговора. В этой стране его ненавидели все.
Были выслушаны показания более сотни свидетелей, изучено полторы тысячи томов дела, приложены документы за подписью Эйхмана. В итоге ему предъявили обвинения против всего еврейского народа и против человечества.
В этот период в Израиле был введен мораторий на смертную казнь. Вопреки этому бывший нацист был приговорен к смертной казни. Адвокат даже подавал прошение в Верховный суд, но его отклонили. Также поступил и президент Израиля, отклонив прошение подсудимого. В июне 1962 года подсудимый был казнен. Тело его сожгли, а прах был развеян за пределами Израиля.