Один из легендарных советских летчиков Григорий Григорьевич Черкашин решил подробно рассказать о ситуации с полетами и немецкими летчиками. Как вспоминает ветеран, когда он только заступил на службу, в это время наблюдалось некоторое затишье. У него получилось сделать несколько десятков ознакомительных полетов и постепенно адаптироваться к летной жизни.
До начала боевых действий у Григория был уже довольно большой опыт налетных часов, но реальные боевые условия и полеты в летном училище сильно отличаются друг от друга. Как признается ветеран, перед своим первым полетом у него было двойственное чувство. С одной стороны страшно, а с другой ему было любопытно, но с течением времени такие полеты вошли в норму.
Активные полеты начались у Григория только к Новому Году. Уже к тому времени у него не было большого страха перед небом. У летчика обычно начинался день еще в четыре часа утра. В такое время обычно людям есть еще не хочется, поэтому военнослужащие обычно выпивали стаканчик кофе или ели несколько маленьких бутербродов. Спустя час или два летчиков уже доставляли на аэродром. Их традиционно размещали подалеку от него, чтобы в случае вражеского налета, не потерять весь личный состав. После этого их вводили в дело и сообщали оперативные новости. Командиры рассказывали как лучше всего нанести удары по линии фронта. Часто летчики во время реального боя могли путать свои самолеты и чужие.
Выслушав инструкции, летчики отправлялись на утренний вылет. Если летчикам не ставили никакой задачи, то это такой полет назывался «свободной охотой».
Это длилось примерно часов до 10:00. После такого полета летчики садились на второй завтрак. Он уже был плотнее и больше. На него обычно подавали какую-либо кашу с мясом. По словам ветерана, с питанием у летчиков не было проблем. Их старались кормить четыре раза в день.
Если обстановка была сильно напряженной, то военные ели прямо у самолета. В это время их летающую машину быстро готовили к очередному вылету. Уже в дневной период был обед, а вечером ужин вместе со ста граммами «наркомовских». Распорядок дня старались всегда придерживать, он менялся редко. Это происходило, если фронт отдалялся от расположения аэродрома. Уже в это время штурмовики работали с подскока, пока военная часть постепенно не перейдет на новый аэродром.
Советским летчикам часто ставили разные боевые задачи. Обыденной задачей была штурмовка немецких аэродромов. На такое задание летчики выдвигались от 6 до 12 машин. Если погода была без облачная, то поднимались на высоту до полутора километров. Если вдруг погодные условия ухудшались, то старались не подниматься выше 700 метров. Но летчики не любили на ней летать, так как на такой высоте они находились в легкой доступности для вражеской артиллерии.
Как отмечает ветеран, у немецких летчиков имелась одна привычка, которая сильно выдавала их. Немцы старались появляться только в облачную погоду. По словам Григория, им было неважно собьют они врага или нет. Немцы вылетят парой самолетов, спикируют, ударят и обратно на форсаж в облака. Ветеран отмечает, что за 240 его полетов, в прямой бой ему приходилось вступать 18 раз.
В самом начале войны прикрытия для самолетов как таковых не было. Но к самому ее завершению штурмовики должны были обязательно вылетать в сопровождении. Между ними должны было быть хорошо отлажено взаимодействие.
У немецких войск отлично работали зенитки и ПВО. Особенно их работа улучшилась, когда появились радары. Чтобы подавить силы ПВО даже выделяли специальные группы. Когда летчики совершали налет, то они мгновенно старались подавить зенитку. Даже с учетом опасности таких операций, самое сложное было другое.
По словам ветерана, одной из самых сложных задач была штурмовка аэродромов и крупных объектов. Наземную ПВО обычно прикрывали очень основательно. Если самолет засекали радары, то над целью летчика уже ждали истребители. Если вдруг летчику нужно было выполнить повторный налет на то же самое место, то встречи с немецким самолетом ему было не избежать.
Сам Григорий Григорьевич в штурмовики попал после бомбардировочной авиации. Сначала он обучался на скоростных бомбардировщиках, но чуть позднее его решили пересадить на ИЛ-2. По словам военного, ИЛ-2 сильно проигрывал в комфорте скоростным бомбардировщикам. Ведь он был одномоторный, да и скорость набирал меньше ста километров. У ИЛ-2 было только хорошее вооружение. На самолете были установлены пушки и пулеметы. Также у самолета имелся хороший боезапас — почти на три сотни зарядов. Григорий рассказал о том, что самолет еще был очень хорошо бронирован и его за 240 полетов ни разу не смогли сбить. Броня спасала.
Источник: https://novate.ru/blogs/120824/70505/