Зарегистрировано — 123 599Зрителей: 66 663
Авторов: 56 936
On-line — 23 284Зрителей: 4608
Авторов: 18676
Загружено работ — 2 127 038
«Неизвестный Гений»
Новости
Как простой солдат стал основателем монашеского ордена иезуитов: Игнатий Лойола
В Центральной Европе иезуитов считали поджигателями книг и лишь немногие знают, что Игнатий — основатель монашеского ордена, ставшего символом раннего современного католицизма, строго запретил своим последователям какое-либо принуждение и злодеяния в их миссиях. Лойола был солдатом и его армейский опыт отчасти способствовал успеху ордена, поскольку всё от его структуры до дисциплины членов, отражало военное прошлое, а сам глава и вовсе носил звание генерала.
Ранние годы
Туман легенд окутывает жизни всех святых. Основатель ордена иезуитов не является исключением. Игнатий родился около 1491 года (к сожалению, мало что известно о его детстве) и очень рано поступил на военную службу, а в 1521 году принял участие в испано-французской кампании. Во время осады Памплоны он был тяжело ранен. Пуля раздробила ему оба колена, и французы взяли его в плен. Вскоре Игнатий вернулся домой, и, наконец, был волен проводить свои часы за книгами. Он изучал Священное Писание и «Золотую легенду». Мистика тоже привлекла его внимание; он прочитал «Жизнь Христа» средневекового мистика Лудольфа Саксонского. Всё это чтение и молитва произвели духовный переворот в его воинственной душе. Он решил остаться солдатом, но вместо этого он будет сражаться за Христа и Деву Марию. Итак, как только Игнатий смог ходить, он отправился в паломничество.
Страстный миссионер
Первая остановка Игнатия привела его на святую гору под названием Монтсеррат. Здесь он посвятил свою жизнь и труд Деве Марии и дал священное обещание отправиться в Палестину и обратить язычников в христианство. По пути на Ближний Восток он остановился в монастыре в Мандере и провёл десять месяцев, ведя жизнь строгого аскетизма. В часы голода он снова встретил Пресвятую Деву, и она помогла ему написать его первый шедевр - это произведение «Духовное упражнение», которое сопровождает многих христиан в их духовном путешествии даже сегодня.
Игнатий был и всегда оставался практичным человеком, поэтому его духовные упражнения объясняются ясно и разумно. Вот почему они стали такими популярными. Затем он отправился в Святую землю, однако испытал глубокое разочарование в Палестине. Он обнаружил, что миссионеров и так было слишком много, и большинству из них вообще не было дела ни до паломников, ни до язычников, ни до их миссии. Палестина в шестнадцатом веке напоминала скорее туристическое место, чем святое, и как христиане, так и мусульмане извлекали выгоду из сложившейся ситуации, поэтому Игнатий вернулся в Европу.
Учёба
Затем он отправился учиться в Барселону. Ему было тридцать пять лет, когда он поступил на бакалаврские семинары, что сделало его старшим среди молодых студентов. Но он был заметной личностью с особыми мнениями — как говорится, существует тонкая грань между святым и еретиком. В Барселоне инквизиция была склонна отнести Игнатия к последним, поэтому ему пришлось снова уехать, чтобы закончить учёбу в Париже. Там он познакомился со своими будущими спутниками на всю жизнь. Их было шестеро, и они стали сторонниками жёсткой линии будущего ордена иезуитов. Вместе они дали клятву целомудрия и посвятили свои жизни Деве Марии у ворот Парижа. Более того, они обещали сражаться с неверующими на Святой земле. Но они также признали, что Святая земля может быть неудобна для их работы. Итак, они поклялись идти туда, куда их пошлёт папа Римский. Таким образом, они отправились в Рим.
Орден иезуитов
Во время их путешествия в Рим Игнатию было видение, в котором Святая Троица вдохновила его записать правила монашеской жизни, впоследствии ставшие первой конституцией ордена иезуитов. В 1540 году шестеро мужчин обратились к Папе римскому с просьбой одобрить новый монашеский орден. После некоторых колебаний они получили благословение Святого отца и буллу, названную Regimini militantis Ecclesiae (Правила для сражающейся церкви). С самого начала члены ордена иезуитов считались солдатами церкви. Структура была чёткой и незамысловатой.
Первым человеком был генерал (сам Игнатий). Все в ордене были обязаны ему полным повиновением. Но рядом с ним сидел верный наставник, его единственной обязанностью было оспаривать любое решение, которое могло оказаться неправильным. У генерала было несколько помощников и более мелких чиновников. Каждый член ордена принёс клятву послушания из рук Папы римского, и ему было запрещено заниматься религиозной карьерой вне ордена. Итак, иезуиты служили священниками, учителями и исповедниками, но никогда не становились епископами или архиепископами, что ущемляло бы их верность ордену и своему генералу.
Принципы
Центральными принципами ордена были полное подчинение своим непосредственным начальникам и прямая ответственность лидера за тех, кто ему подчинялся. Ещё одним ключом к успеху Игнатия была его умелая работа с талантливыми людьми. Согласно их Уставу, каждый член ордена должен развивать свои уникальные таланты. Его начальство было непосредственно ответственно за раскрытие этих талантов и руководство участниками на этом пути. Будь то преподавание, проповедь, миссии или политические махинации, каждый член церкви делал не то, что хотел, а то, что у него получалось лучше всего.
Верность иезуита заключалась в его ордене и только в нём, а не в его семье, не в его стране или городе. Чтобы обеспечить это, члены ордена регулярно меняли должности, и их поощряли постоянно изучать язык и обычаи тех мест, где они действовали. Таким образом, их миссии, особенно в колониях, обратили многие души в христианство. Поскольку они могли очень хорошо адаптироваться к культуре, особенно на Дальнем Востоке, они справлялись настолько хорошо, что Церковь в Риме назвала их миссии еретическими, несмотря на их успех.
Общество Иисуса и образование
Иезуиты основали множество школ, предлагавших бесплатное образование мальчикам из всех социальных слоёв. Несмотря на их публичный имидж, католическая вера не была необходима для принятия. Иезуиты принимали некатолических детей, не чиня им препятствий. В Конституции чётко сказано, что никого нельзя принуждать к обращению в христианство, потому что без свободы воли не может быть спасения. Таким образом, некатолики регулярно поступали в иезуитские школы, но во время учёбы они обычно переходили в другую веру, потому что их учителям удавалось быть очень убедительными и использовать всё своё обаяние. Ratio studiorum - свод правил иезуитского образования, направленный на воспитание способного молодого человека, который знал бы все католические догматы и мог бы защищать их на безупречной латыни и очаровывать окружающих всеми социальными навыками своего времени.
Студентов обучали не только риторике и теологии, но и музыке, танцам, драматическому искусству, верховой езде и всему, что должен знать молодой человек, чтобы сделать блестящую карьеру. Их образовательные принципы следовали тому же правилу, что и Устав ордена в отношении талантливых людей. В своих учениках они стремились обнаружить талант и развить его. В педагогическом плане иезуиты преуспели в психологии и без колебаний принимали новые принципы образования, даже если они исходили от протестантов. Учащихся поощряли к постоянному соревнованию со своими сверстниками.
P.S.
Мужчины, одетые в чёрное — именно так история видит иезуитов. Мужчины в халатах, с поясом и большой чёрной шляпой. Мужчины только потому, что Игнатий запретил создавать женскую ветвь ордена. Хотя урсулианцы, женский монашеский орден из Италии, специализирующийся на образовании девочек, максимально приблизились к тому, чтобы стать женской ветвью иезуитов. Игнатий умер в 1556 году, когда орден иезуитов прочно укоренился в обществе, но сам он не мог предвидеть, какого успеха добьются его иезуиты.
В семнадцатом веке все католические правители полагались на своих духовников-иезуитов, которые играли значительную роль в европейской политике. Все католические аристократы были выпускниками их школы, и их миссия в Новом Свете праздновала великую победу. Игнатий и его последователи хорошо понимали дух своего времени, которое, в отличие от Средневековья, ценило индивидуальность и совершенство. Индивидуальная преданность составляла центр иезуитской духовности. Мы можем подытожить эту веру в знаменитом высказывании Игнатия, которое сегодня вдохновляет многих христиан: «Молитесь так, как если бы всё зависело от Бога, и действуйте так, как если бы всё зависело от вас».