Зарегистрировано — 123 565Зрителей: 66 630
Авторов: 56 935
On-line — 9 227Зрителей: 1800
Авторов: 7427
Загружено работ — 2 126 082
«Неизвестный Гений»
Новости
Что за миниатюрные дворцы можно разглядеть на фасадах зданий периода Османской империи
Прогуливаясь по извилистым улочкам старинных турецких городов, можно заметить изысканные мини-дворцы, закрепленные на стенах важных зданий, таких как мечети, караван-сараи, мосты, библиотеки, школы и фонтаны. Эти чудные творения появились во времена правления Османской империи и сейчас представляют особую художественную ценность. Так что же это за шедевры, которые так притягивают к себе внимание, но нет ни на одной туристической карте страны?
Османская империя оставила неизгладимый след в истории многих государств и архитектура является одним из главных и значимых достижений, прекрасно сохранившихся до наших дней. Расширяя границы владения, османы строили потрясающие воображение простого населения здания, поражающие своим размахом и красотой, которые способствовали распространению религии и основ государственности. Наряду с традиционными элементами культуры, религии и архитектуры, которые угадываются в каждом элементе исторических зданий, можно заметить миниатюрные структуры больше напоминающие роскошные дворцы. И если в XIII-XIX вв. они ни у кого не вызывали удивления (ну разве что подталкивали к соревнованиям, у кого красивее и функциональней), то современники, отошедшие от османских традиций и исторических нюансов, теряются лишь в догадках.
Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что мини-дворцы являлись домами для птиц, их старались построить на всех мало-мальски значимых объектах, таких как дворцы правителей, мечети, мавзолеи, постоялые дворы (караван-сараи), общественные комплексы (больницы, школы, библиотеки, бани), инженерные сооружения (мосты, дамбы, цистерны, акведуки, городские фонтаны), частные дома. Чтобы уберечь мелких пернатых от непогоды и природных хищников, их строили на достаточной высоте, правда, не во все времена так упражнялись в мастерстве сами ремесленники и архитекторы. Когда правители начали поощрять строительство убежищ для птиц, большинство даже самых значимых архитектурных объектов возводилось из древесины, так что домики были соответственно деревянными и более скромными.
Примечательно: С XIII века строительство безопасных убежищ, которые впоследствии стали называть Bird palaces («Птичий дворец»), считалось эстетическим выражением сострадания к животным. Это чувство вполне осязаемо отражено во многих аспектах культуры, религии и в устоях жизни общества османо-исламской цивилизации. У османов издревле считалось, что все, кто строит домики для беззащитных птиц и зверей непременно получат вознаграждение от всевышнего. Причем забота о братьях наших меньших проявлялась на высоком уровне и не ограничивалась лишь скворечниками, пусть и роскошными. В Гурабахане-и Лаклакан, например, в XIX веке построили целую больницу для птиц, особенное внимание уделяя перелетным пернатым, среди которых аисты были в самом большом почете.
Если простолюдины выражали сострадание к ласточкам, воробьям и синицам в виде изготовления деревянных домиков, то элита и правители стремились построить более изысканные убежища. С легкой руки 28-го властелина Османской империи, султана Селима III были построены первые «Птичьи дворцы». Это он пожелал, чтобы на стенах мечети Селимие были пристроены два скворечника, вид которых должен был напоминать настоящие особняки. С тех пор при строительстве особо важных общественных и религиозных объектов, да и просто особняков высокопоставленных членов османской империи стали появляться потрясающие «птичьи апартаменты», которые смело можно назвать шедеврами.
Как правило, домики для птиц строились на высоте, обычно под карнизами, предпочитая размещать их на более теплой южной стороне зданий, чтобы защитить птиц от холодного ветра. При этом они находились в тени от карниза, чтобы оградить убежища особо нежных городских пернатых от чрезмерного перегрева солнечными лучами.
В зависимости от того, как они были построены, существовали два типа птичьих домиков. Одни скворечники были встроены в стены в виде замысловатого лабиринта. Они были малозаметными объектами, которые не видны прохожими, но являлись очень даже полезными для самих пернатых, поскольку надежно спасали от непогоды и служили столовой в голодную пору, а лето водопоем.
Другие домики для птиц были спроектированы в виде выступов или эркеров из стены. Вот они-то были и функциональными, и художественными шедеврами.
Строительство этих миниатюрных убежищ велось по всем правилам архитектуры, здесь можно увидеть балконы с изысканными балясинами, террасы за решетчатыми ограждениями, арочные окна и дверные проемы, купола и минареты с полумесяцем на каждой вершине, потайные «комнаты», ленточные «взлетно-посадочные» выступы, специальные поилки и кормушки, которые ежедневно пополнялись провиантом и водой. За этим следили специальные люди, если речь шла о религиозных, общественных или инженерных зданиях, в частных же домовладениях за птицами ухаживали владельцы или их прислуга.
Стоит отметить, что вне зависимости от типа необычных скворечников они были построены так, чтобы птицы могли не только безопасно передохнуть, переночевать или пропитаться в зимнюю пору. Многие из них были сделаны так, чтобы пернатые могли гнездиться.
Эта традиция в той или иной степени поддерживалась на протяжении истории существования Османской империи (1299–1922 гг.) и продолжается по сей день, хотя и не в соревновательном темпе, как в последние столетия ее существования.
К счастью, не только современные скворечники украшают деревья парков и прогулочных городских зон, на стенах исторических зданий, построенных в свое время из камня сохранились остатки роскошных «Птичьих дворцов», которые и привлекают к себе внимание любознательных путешественников, сумевших разглядеть столь крошечные творения. Многие муниципалитеты стараются сохранить культурное наследие, поддерживая целостность как самих памятников архитектуры, так и крошечных шедевров, призванных предоставить убежище для пернатых друзей.
Традиция строительства скворечников, которая досталась Турции в наследство от Османской империи, в какой-то степени продолжается и сегодня, хотя и не с таким размахом. Имеются даже компании, специализирующиеся на изготовлении скворечников, среди которых выделяются Yıldız Wood и Wooden Bird House. Совсем недавно под руководством Озлема Озера Тугала, преподавателя Профессиональной школы технических наук Стамбульского университета (факультет «Стеклокерамика и керамика»), были организованы выставки, фотоколлекций под названием «Скворечники и фонтаны: особняки Сирджи в сердце наших предков», призванные сохранить наследие и возобновить традиции.
Источник: https://novate.ru/blogs/251024/71226/