16+
Лайт-версия сайта

Новости

Сокровища гималайского искусства: Древние шедевры, объединившие духовность и эстетику



Термин «Himalayan art» как правило, относят к произведениям из регионов, где присутствует практика тибетского буддизма, в результате чего сложилась гибридная культура, сочетающая в себе влияние Центральной и Западной Азии, Индийского субконтинента и Китая. Непал был в равной степени переплетён с буддийскими и индуистскими традициями и их религиозными образами, создавая произведения североиндийской эстетики, религиозного искусства и росписи на одежде. Расписные рукописи, бронзовое литьё и храмовые скульптуры характеризуют художественное производство в Кашмире, большая часть которого была создана на службе доминирующим религиям региона буддизму и индуизму.



Объекты почитания


Слева направо: Бодхисаттва Кшитигарбха, позолоченный медный сплав с пигментом, Тибет, XVII век.  Джамбала - бог удачи и богатства и, соответственно, член семьи драгоценностей. Иногда его отождествляют с индуистским божеством Кубера.

 

Слева направо: Бодхисаттва Кшитигарбха, позолоченный медный сплав с пигментом, Тибет, XVII век. Джамбала - бог удачи и богатства и, соответственно, член семьи драгоценностей. Иногда его отождествляют с индуистским божеством Кубера.

 

Гималайское искусство — относительно новая область культурных исследований на Западе, и в последние годы вызвало интерес и было представлено на нескольких важных выставках, включая «Шедевры: путешествие по гималайскому искусству» и «Врата в гималайское искусство», которые в настоящее время демонстрируются в музее Рубина. Музей Рубина также является организатором проекта «Himalayan art», междисциплинарного ресурса, посвящённого искусству и культурам Тибета и Внутренней Азии.

Слева направо: Тханка изображение Сачен Кунга Ньингпо.  Повелитель шатра, XIX век.

 

Слева направо: Тханка изображение Сачен Кунга Ньингпо. Повелитель шатра, XIX век.



Большинство произведений гималайского искусства, которое было создано до ХХ века, имеет религиозный характер. Наиболее распространёнными видами творчества были картины на ткани или бумаге, называемые кутханг, настенные росписи, бронзовые и глиняные скульптуры, зеркала для гадания и карты посвящения, или цакли. Эти произведения искусства использовались как объекты почитания, для наставлений о пробуждении и как руководства для медитации. Самые впечатляющие работы чаще всего демонстрируют высочайший уровень мастерства и были сделаны преимущественно для медитативных сеансов и монастырей. Публичное искусство представляет собой огромные статуи, предназначенные для молитв в залах и тханки, созданные специально для религиозных праздников. Тханка, или переносные картины, можно было сворачивать в рулон, и их часто вешали на стены во время фестивалей. Они были либо нарисованы в технике гуаши на хлопке, либо выполнены в технике декоративного рукоделия, с добавлением дополнительной росписи позже.

Молитвенный жезл, серебро, дерево, Центральный Тибет, начало ХХ века.  Фото: luag.lehigh.edu.

 

Молитвенный жезл, серебро, дерево, Центральный Тибет, начало ХХ века. Фото: luag.lehigh.edu.



Цакли обычно представляли собой небольшие, напечатанные или раскрашенные на ткани изображения, аккуратно наклеенные на оборотные стороны карточек с простыми изображениями священных фигур. Они использовались монахами для обучения или защиты и освящения различных мест и предметов. Сегодня сохранилось лишь небольшое количество настенных росписей; они были нарисованы поверх слоёв, похожих на штукатурку, и демонстрировали те же темы и техники, что и тханка.

Слева направо: Тханка - древний вид тибетского искусства, сохранившийся в Гималаях на протяжении двух тысячелетий.  Мандала Бхайшаджьягуру, тханка, Центральный Тибет, XIV век, пигмент и золото на хлопке.

 

Слева направо: Тханка - древний вид тибетского искусства, сохранившийся в Гималаях на протяжении двух тысячелетий. Мандала Бхайшаджьягуру, тханка, Центральный Тибет, XIV век, пигмент и золото на хлопке.



Скульптуры обычно изготавливались из металла, такого как бронза, и часто были позолочены. Некоторые скульптуры также были раскрашены, и в них были вставлены драгоценные камни. Более распространённые скульптурные материалы, такие как дерево, не так часто использовались в гималайском искусстве, хотя на некоторых деревянных дверях в монастырях была фигурная резьба. Большинство скульптур использовалось для алтарей и молитвенных залов. Большинство художников были монахами, в то время как миряне были искусны в прикладном искусстве и часто создавали украшения по образцам священнослужителей. Большинство имён ведущих художников со временем были утеряны, за исключением нескольких, таких, как Кармапа и Занабазар (Дзанабадзар).

Слева направо: Мандала Чакрасамвары, Тибет, XIV-XV века, пигмент на ткани.  История жизни Будды Шакьямуни, Тибет, XIX век, пигменты на ткани.

 

Слева направо: Мандала Чакрасамвары, Тибет, XIV-XV века, пигмент на ткани. История жизни Будды Шакьямуни, Тибет, XIX век, пигменты на ткани.



Среди увлекательных произведений искусства Будда на Космической горе, Кашмир, около 720 года; Тара, защищающая от Восьми Великих страхов из монастыря Ретинг, центральный Тибет, около 1056-1189 годов; фрески Гонгкар Чоде, монастырь Гонгкар Чоде, центральный Тибет, 1464-1476 годы; и портрет Ситу Панчена, монастырь Пелпунг, восточный Тибет, около 1760 года. Изображения в гималайском искусстве в высшей степени символичны и передают смыслы, связанные с религиозными концепциями и практиками. К наиболее узнаваемым относятся изображения Будды и различных божеств с формализованной иконографией.

 

Символы и важные фигуры


Слева направо: Зелёная Тара — любимое женское божество тибетского буддизма. Она призвана помочь преодолеть мирские опасности или страхи.  Чакрасамвара с супругой Ваджраварахи, Регион Кхам, восточный Тибет, XIX век, пигмент на ткани.

 

Слева направо: Зелёная Тара — любимое женское божество тибетского буддизма. Она призвана помочь преодолеть мирские опасности или страхи. Чакрасамвара с супругой Ваджраварахи, Регион Кхам, восточный Тибет, XIX век, пигмент на ткани.



Иконография гималайского искусства богата и детализирована, причём каждый сегмент изображения имеет символическое значение и функцию. Среди важных фигур, появляющихся в религиозных образах Будды: бодхисаттвы, гневные божества, а также люди, включая учеников Будды, мастеров и учителей. Среди наиболее узнаваемых фигур — просветлённые существа с удлинёнными мочками ушей и пучком волос, чаще всего изображаемые в позе лотоса. Историческим Буддой считается Сиддхартха Гаутама. Бодхисаттвы — это пробужденные существа, которые могут быть мужчинами или женщинами, изображаемые украшенными драгоценностями и коронами. Считается, что они помогают другим достичь просветления.

Слева направо: Реликварий, скульптура пирамидальной формы, энкаустический воск, 2012 год.  Пустое убежище, графит, воск, бумага, картон, 2016 год.

 

Слева направо: Реликварий, скульптура пирамидальной формы, энкаустический воск, 2012 год. Пустое убежище, графит, воск, бумага, картон, 2016 год.



Гневных божеств легко узнать по их выпученным глазам, клыкам, гирляндам из отрубленных голов и пылающим волосам. Они считаются защитниками буддийских учений.
Тантрические божества — это ещё одна группа просветлённых фигур, описываемых в религиозных текстах или тантрах. Обычно у них много голов, ног и рук, символизирующих различные способности, которыми они обладают.

Бодхисаттвы и тантрические божества также изображались в виде мирных или гневных женщин. Помимо божеств, в гималайском искусстве также стандартизированы определённые позы фигур, начиная от знаменитой позы лотоса или ваджры, связанной с медитацией, поз стоя и танца, позы царственной непринуждённости и стойки лучника. Жесты рук в равной степени полны символизма: правая рука в жесте дарения символизирует исполнение желаний и благословений; прикосновение к земле означает призыв Будды засвидетельствовать своё просветление; а руки, образующие форму колеса, означают «вращение колеса дхармы» или преподавание доктрины Будды.

Железный ритуальный молоток с золотыми и серебряными вставками, Китай, династия Мин, 1403-1424 годы.  Фото: reddit.com.

 

Железный ритуальный молоток с золотыми и серебряными вставками, Китай, династия Мин, 1403-1424 годы. Фото: reddit.com.



Среди различных предметов и приспособлений, характерных для этой культуры, ваджра, ритуальный скипетр; кинжал с тремя лезвиями для тантрических ритуалов; капала, чаша из черепа, символизирующая разум; мандала, инструмент для направления людей к просветлению; и кхатванга, тантрический посох, атрибут тантрических божеств, среди прочих.

 

Формы пробуждения


Слева направо: Царь змей (Нагараджа), Центральный Тибет, около 1350-1400 годов, бронза с позолотой и полудрагоценными камнями.  Кумара, Божественный полководец, Непал, долина Катманду, VIII-IX века, серый сланец.

 

Слева направо: Царь змей (Нагараджа), Центральный Тибет, около 1350-1400 годов, бронза с позолотой и полудрагоценными камнями. Кумара, Божественный полководец, Непал, долина Катманду, VIII-IX века, серый сланец.



На выставке в Саратога-Спрингс представлены традиционные буддийские работы из Тибета, Непала, Кашмира, Индии и других мест, на которые оказала влияние эта культура, наряду с современным искусством Nyema Droma, Tenzin Phuntsog и Palden Weinreb. Шоу основано на пробуждении, центральной концепции буддийской мысли, относящейся к событиям, в ходе которых сознание открывается истинному знанию и свободе. Это раскрытие является фундаментальным в буддийском мышлении, и само слово «Будда» переводится как «пробуждённый».

Пхурбу, около 1700 года, Центральный Тибет, бронза, хрусталь, нефрит, опал и бирюза с позолотой и полудрагоценными камнями.  Фото: asianartnewspaper.com.

 

Пхурбу, около 1700 года, Центральный Тибет, бронза, хрусталь, нефрит, опал и бирюза с позолотой и полудрагоценными камнями. Фото: asianartnewspaper.com.



Работы из Гималаев ранее были представлены на нескольких важных выставках, таких как «Через общие воды: современные художники в диалоге с тибетским искусством» из коллекции Джека Шира в Музее искусств колледжа Уильямса. Гималайское искусство открывает новые идеи и способы мышления, а видение объекта в новом контексте может вызвать абсолютно разные смыслы и вдохновить на учения. Выставка разделена на три сегмента — ландшафт, архитектура и тело, демонстрирующие, как различные артефакты могут предупредить нас о тех аспектах реальности, которые остаются незамеченными.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280923/57518/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

171
Осень тоже плачет…

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft