16+
Лайт-версия сайта

Новости

Брали в поезд автопарк, съедали 5 блюд на обед и «забивали козла»: Как русские цари путешествовали по железной дороге



До трагического дня, когда большевики казнили всю императорскую семью, в жизни монархов было множество ярких путешествий. Романовы вояжировали не только по России, но и выезжали за пределы страны. Весной, едва пережив суровую русскую зиму, император с семьей спешили в раннюю крымскую весну. Для поездки использовалась железная дорога и специальный императорский экспресс. Это был настоящий дворец на рельсах, каждая деталь которого делала поездку царской семьи максимально комфортной.



Особый поезд



Первая железка - Царскосельская.


Первая железка - Царскосельская.



Первая поездка российского правителя по железной дороге задокументирована в апреле 1838 года. Тогда по рельсам только открытого тракта проехался император Николай I. Имевший хорошее инженерное образование государь по достоинству оценил новейший на тот момент тип транспорта. Николай стал и первым почётным пассажиром обустроенной в 1851 году железки между Санкт-Петербургом и Москвой. После кончины царя дорога стала называться Николаевской. Какого-либо специального царского состава тогда еще не существовало, и весь период своего правления Николай I пользовался пассажирским вагоном первого класса.

Утренний кофе.


Утренний кофе.


С резким рывком в строительстве железных дорог уже при следующем императоре Александре II появляется и отдельный поезд, предназначенный конкретно для царского двора. Этим Россия последовала примеру персональных монарших поездов Европы и королевы Великобритании, в частности. Современным поездом было максимально удобно добираться до летней крымской резиденции последних Романовых из Петербурга. По традиции, каждой весной Николай II и вся его семья после зимнего и сурового Царского Села спешили в теплый расцветающий Крым. Поезд для своего сына и наследника Николая построил Александр III на Николаевском заводе в 1895 году.

Изначально небольшой состав позже расширился тремя вагонами уже после коронации нового императора. Дополнялся и совершенствовался состав и с ростом семьи, свиты Николая II, при необходимости более частых деловых поездок последнего царя России. Накануне отречения в 1917-м императорский поезд насчитывал 11 вагонов. Состав отвечал самым передовым технологиям на фоне монаршего лоска. К примеру, французская ванна, предназначенная для Николая II и его жены, была изготовлена из меди с добавлением обеззараживающего воду серебра. По бокам имелись специальные отражатели, не позволявшие воде расплескаться при движении поезда. Вагоны в темных однотонных цветах украшали императорские гербы. Сварные швы были замаскированы слоем позолоты.

Ванная комната царя.


Ванная комната царя.



Внутренне убранство вагонов было выполнено в виде мягких драпировок, что, помимо визуального удовольствия, обеспечивало абсолютный комфорт, безопасность в непрерывном движении и шумоизоляцию. Для этого использовался самый лучший шелк, кожа тонкой выделки и бархат. На полу лежал линолеумом и персидские ковры поверх. Финишная отделка стен и потолков представляла собой крупные дубовые, ореховые и березовые панели. Освещение подавалось в электрические люстры с лепниной и массивные светильники из бронзы. Стены украшались иконами и модными в ту эпоху фотографиями - династии Романовых, виды российских губерний. Окна вагонов прикрывались плотными фисташковыми занавесками. Каждый член семьи Романовых владел своим отдельным купе, оснащенным ванной комнатой, туалетом и телефоном.

Вагон-ресторан по-царски



Салон-ресторан в вагоне.


Салон-ресторан в вагоне.


Для питания Романовых предназначался отдельный вагон, оборудованный кухней. В распоряжении поваров имелись большой холодильник, три плиты, буфет и винный шкаф. По давней традиции императорская чета расслаблялась за обедом бокалом красного, так что обслуживающий персонал должен был подать тот или иной сорт вина по запросу. К кофе предлагался ликёр. Николай II предпочитал мадеру. На каждой станции по пути следования царской семьи их ждали дополнительные вагоны, которые при необходимости прицеплялись к основному составу.

На столах в качестве дневных закусок стояли подносы с икрой, лососиной, сардиной, селедкой, копченым языком, колбасами салями, солеными грибами, редисом, огурцами и рядом других деликатесов. За обедом император с супругой по обыкновению занимали место посередине длинного стола, по обе стороны усаживались великие княжны и наследник, а места напротив отводились графу Фредериксу и другим придворным. Изредка императрица трапезничала в одиночестве или с наследником.

Кабинет императора в поезде.


Кабинет императора в поезде.



День начинался с утреннего кофе, но четкого времени не было. Кофе пили тогда, когда хотели. Обязательным и строго регламентированным был пятичасовой чай с печеньем и фруктами в столовой. Следующий прием пищи – обед, который подавался в 8 вечера и продолжался почти час. Как правило, в основной прием подавались не менее пяти блюд да еще и с учетом персональных диет. После был еще чай или кофе, но царь выходил в это время редко, а императрица и вовсе не появлялась. Желающие могли погреться напитком прямо в купе.

Сколько добирались в Крым



Шик внутреннего убранства.


Шик внутреннего убранства.



Скорость движения императорского поезда равнялась 25-30 верстам в час. До Крымского полуострова поезд доезжал за две ночи и один полный день. По пути подъезд останавливался, чтобы путешествующие могли отдохнуть в тени деревьев или в речной прохладе. Если сравнить это путешествие с реалиями конца восемнадцатого века, то императрица Екатерина II добралась в Крым и обратно за полгода – со 2 января по 11 июля 1787-го. В пути Александра Федоровна занималась с детьми уроками, а в свободное время они развлекались традиционными настольными играми: шахматы, домино, шашки. «Забить козла» мог и сам Николай II. Несмотря на высокую для эпохи скорость передвижения поезда проводить часы в вагоне было непросто. На остановках радовали приемы местных делегаций.

Путешествие с личным автопарком.


Путешествие с личным автопарком.



Пока глава государства отдавался официальным церемониям, дети в сопровождении охранников лейб-гвардии резвились около железнодорожного состава прямо в чистом поле. 2 марта 1917 именно в этом роскошном поезде последний русский император принял представителей Государственной Думы. Царский поезд стал последним роскошным пристанищем империи Романовых и свидетелем царского отречения. Этим составом сбросивший со своей головы корону Николай II прибудет в Петергоф и навсегда со своим поездом расстанется. В 1941-м в ходе немецких бомбардировок царские вагоны сгинут в огне.

 

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/241225/66714/

 

 




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Новогодняя ". "Дед Мороз Апгрейд". "Верь"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ "КАК СНЕГУРКА ЗАМУЖ ВЫХОДИЛА..."
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/music_clip/2731214.html?author

432

Рупор будет свободен через:
27 мин. 37 сек.









© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft