Зарегистрировано — 130 925Зрителей: 72 911
Авторов: 58 014
On-line — 17 153Зрителей: 3432
Авторов: 13721
Загружено работ — 2 243 320
«Неизвестный Гений»
Новости
За что Дмитрия Виноградова, отца русского фарфора, посадили на цепь

Одним из самых знаменитых выпускников Славяно-греко-латинской академии традиционно считается Михаил Ломоносов – человек, который по праву является гением отечественной науки. Однако немногие знают, что за одной партой с ним учился человек не менее одарённый, чья жизнь закончилась трагически. Речь идёт о Дмитрии Виноградове. Именно он практически с нуля заложил в России производство качественного фарфора, добившись результатов мирового уровня. Но, к сожалению, его талант и труд обернулись для него тяжёлой судьбой и в итоге стоили ему жизни.
Ранние годы

Родиной фарфора считается Китай, а в Европе о нём узнали лишь после того, как диковинную тонкую посуду из далёких стран привёз Марко Поло. В те времена фарфоровые изделия ценились невероятно высоко, даже небольшая чашка могла стоить целое состояние и считалась предметом исключительной роскоши. Лишь в начале ХVІІІ века европейцам удалось приблизиться к разгадке тайны китайских мастеров. Немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер сумел воспроизвести технологию изготовления фарфора, благодаря чему Саксония быстро превратилась в главный центр по его производству. Именно там возникла Мейсенская мануфактура – первая и старейшая фарфоровая фабрика в Европе. В этот же период, в 1720 году в Суздале, на свет появился Дмитрий Виноградов.

Детство будущего учёного сложилось удачно. Из тихого провинциального городка он оказался в Москве, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Этого добился его отец, сумевший разглядеть в сыне способности и тягу к знаниям. Именно в стенах академии Виноградов познакомился с Михаилом Ломоносовым. Несмотря на разницу в возрасте (Ломоносов был старше на несколько лет), между ними быстро возникла дружба. В дальнейшем их пути почти не расходились. Обоих признали одними из лучших учеников и направили продолжать обучение в Петербургскую академию наук. Однако и там талантливые ребята пробыли недолго. Год спустя молодых студентов отправили в Германию, Марбург, где им предстояло углублённое изучение химии и металлурги. Государство рассчитывало, что после окончания учёбы эти талантливые люди вернуться на родину и смогут применить полученные знания на благо России.
Фарфоровых дел мастер

Изначально предполагалось, что после возвращения из Европы Дмитрий, получив образование в сфере горного дела, будет служить в горном ведомстве на рудниках. Однако реальность внесла свои коррективы. После обучения в Марбурге он отправился во Фрайберг, город в Саксонии, регионе, к тому времени прославившимся своим фарфоровым производством.
Поэтому, когда он вернулся на родину, его направили в Петербург, где на базе одного из кирпичных заводов по приказу Елизаветы Петровны начали создавать новую фарфоровую мануфактуру. Руководить предприятием Виноградову по началу не доверили, возложив обязанности на шведского мастера Гунгера. Но надежды не оправдались, оказалось, что Гунгер не владел нужными знаниями.

Тогда Дмитрий взял инициативу в свои руки и приступил к самостоятельным опытам. Знание химии и металлургии позволяли ему осмысленно подбирать и сочетать компоненты, позволяя шаг за шагом приближаться к цели – созданию фарфора, который соответствовал бы высоким стандартам двора. Ему было чуть меньше 30, когда удалось добиться первого удачного результата. Опасаясь утечки секрета, Дмитрий старательно зашифровал все свои заметки, формулы и расчёты. Долгое время производство ограничивалось мелкими изделиями из-за слабых печей, но и они вызывали восхищение при дворе. Лишь с появлением нового горна стало возможным изготовление крупных предметов – сервизов и ваз, один из которых предназначался лично для императрицы.
Никакой благодарности

На тот момент ему удалось совершить для страны поистине выдающееся дело – именно он наладил в столице первое производство фарфоровых изделий, которые вызывали искреннее восхищение у знати и приеззжих гостей. Казалось, что после такого успеха его ждёт спокойная и обеспеченная жизнь: признание, уважение, достойное вознаграждение. Однако реальность ХVІІІ века оказалась куда суровее. Власти, опасаясь, что мастер может раскрыть иностранцам секрет русского фарфора, фактически, превратили Виноградова в узника. Ему запретили покидать территорию мануфактуры и держали под постоянным надзором. Начальство требовало, чтобы он почти без отдыха работал у печей. За малейшую оплошность мастера могли наказать не только лишением жалования, но и телесными побоями. В какой-то момент его даже посадили на цепь, лишив возможности уйти с завода по собственной воле.

Такое существование сломало его. Лишённый свободы, семьи и общения с родными, он постепенно начал искать утешение в вине. Поездки в родной город были исключены, а личную жизнь ему так и не удалось наладить. При этом благодарность за труд ограничивалась сухими отчётами и требованиями новых изделий. В 1758 Дмитрий Иванович тяжело заболел. Врачи оказались бессильны, и вскоре он скончался, не дожив до сорока лет. Спустя годы мануфактура, созданная его руками и умом, превратилась в крупнейший фарфоровый завод страны. Но имя Виноградова постепенно ушло в тень, уступив место более известным фигурам. Тем не менее именно он был тем, кто впервые доказал, что Россия способна не только заимствовать, но и создавать на уровне лучших мировых образцов. К сожалению, его судьба стала наглядным напоминанием о том, какой высокой порой бывает цена прогресса.
Источник: https://novate.ru/blogs/200226/76100/




