История завода братьев Корниловых началась с Марии Васильевны Корниловой, женщины предприимчивой и расчетливой. Оставшись вдовой – ее покойный супруг был купцом третьей гильдии и торговал привозным фарфором – она не пожелала сидеть без дела и взяла на себя руководство семейным делом. Но ей хотелось большего – зачем перепродавать иностранные изделия, если можно производить качественный и эстетичный фарфор в Российской империи? Финансами вдова была обеспечена, деловой жилкой – не обделена. Дело было за малым – определиться с местом, технологиями и тематикой выпускаемых изделий.
Выбирая место для фабрики, Корнилова учла и доступ к сырью, и наличие рядом транспортных линий. Деревенька Полюстрово на Выборгской стороне Петербурга подходила как нельзя лучше.
На техническое оснащение Корнилова не пожалела средств. На фабрике использовались паровые машины, обжиг изделий проводился в муфельных печах и горнах, модифицированных французским мастером-керамистом Дарте. Сырье частично привозилось из-за границы, частично добывалось в России. Кадровый вопрос был решен на годы вперед: Корнилова не только пригласила лучших мастеров для работы на фабрике, но и заключила договор с воспитательными домами на обучение специалистов по фарфору.
Управление фабрикой оказалось полностью сосредоточено в руках семьи Корниловых – у вдовы было пятеро сыновей, с молоком матери впитавших любовь и талант к торговле.
Колоссальные усилия Корниловых быстро принесли свои плоды.
Фабрика была основана в 1835 году. Менее чем за год Корнилова добилась выпуска первой продукции в собственных цехах. Завод Корниловых не только копировал западноевропейские образцы, но и выпускал изделия с ориентальной тематикой, а главное – тарелки и чашки с жанровыми сценами и сказочными сюжетами по рисункам русских художников.
Большой популярностью у покупателей пользовался фарфор с видами Петербурга, императорских дворцов и парков – да-да, Корниловы одними из первых начали делать посуду, которую сейчас можно найти в любой сувенирной лавке северной столицы России!
Корниловы были новаторами и в использовании новых приемов – например, переводных картинок.
Не обошла стороной Корниловский завод и мода на историзм – рокайльные завитки, античные формы, ажурные рамки…
Спустя четыре года после основания продукция завода Корниловых завоевывает поклонников на национальных и международных выставках, а вскоре получает звание «Поставщик императорского завода». Правда, поначалу императорские заказы были не особенно интересными – мастерам приходилось имитировать работу своих коллег, создавая замену утерянным или поврежденным элементам дворцовых сервизов.
И все же завод Корниловых в середине XIX века стал одним из ведущих предприятий отечественной фарфоровой промышленности. С технической точки зрения корниловский фарфор был совершеннее фарфора, выпускавшегося на Императорском фарфоровом заводе, хотя очень часто в художественном отношении заимствовал идеи именно мастеров ИФЗ.
Продукция фарфорового завода Корниловых первой экспортировалась за границу с клеймом Made in Russia, и они же первыми стали использовать копирайт – «Воспроизведение запрещается».
Завод выпускал фарфор к тем или иным памятным историческим датам и даже церковную утварь. Во время праздничных мероприятий участникам раздавались сувенирные стаканы, произведенные заводом братьев Корниловых.
В то же время в ассортименте завода появляются фарфоровые фигурки – небольшие забавные статуэтки. Они были и самостоятельными изделиями, и дополнением к сервизам, навершием чайников или шкатулок.
Это связано с тем, что завод Корниловых «поглотил» два других небольших производства – фарфоровую фабрику Бенуа, где и производились в основном изящные декоративные изделия, и завод Попова. Благодаря мастерам последнего в продукции завода Корниловых появились новые оттенки, сложные орнаменты в неорусском и византийском стиле. Скульптурки и фаянс Корниловы выпускали очень недолго, что на сегодняшний день делает эти объекты весьма желанными для коллекционеров русского фарфора.
К концу XIX века предприятие продавало фарфор в Персии, Дании, Болгарии, Франции, США и Канаде.
У Корниловых была одна ярко выраженная семейная черта – любовь к экспериментам. Не все они оказывались удачными, но большая часть их творческих поисков увенчалась успехом. Например, на волне пристрастия финансовой элиты к неорусскому стилю и расцвета русского модерна были созданы тарелки с рисунками Ивана Билибина и Елизаветы Бем.
Но… в начале XX века популярность пошла на спад. Дело не поправили даже распродажи второсортного, но вполне эстетичного фарфора для широких слоев населения. Корниловы выпускали не только художественный фарфор, но и, например, медицинский, и на некоторое время переориентация с «красивого» на «полезное» удерживала его на плаву. Завод начал производить электротехнический фарфор (например, изоляторы) еще до революции, а после был переименован в «Пролетарий».
Блистательной истории завода братьев Корниловых пришел конец, хотя до наших дней в здании завода производились высоковольтовые изоляторы и другие элементы для линий электропередач и электрических станций. Несмотря на то, что историческое название было возвращено ему в годы перестройки, годы былой славы остались далеко позади, и в 2003 году производство было закрыто.
Фарфор завода братьев Корниловых способен пробудить в коллекционере настоящего Индиану Джонса – нужно затратить уйму времени и денег, чтобы собрать сервиз целиком. Именно поэтому каждая чашка, тарелка или фарфоровая фигурка ценны сами по себе.
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/030819/43812/