Зарегистрировано — 123 582Зрителей: 66 646
Авторов: 56 936
On-line — 22 429Зрителей: 4407
Авторов: 18022
Загружено работ — 2 126 515
«Неизвестный Гений»
Новости
Древнерусские ювелирные матрицы с изображением Христа, Богородицы, христианских святых и праздничных сюжетов
Один из главных инструментов древнерусских ремесленников - различные матрицы, которые использовались для производства предметов украшений, составляют собой огромный и мало изученный культурно-исторический пласт, неразрывно связанный с историей Древней Руси, а значит и современных государств, считающих себя наследниками древнерусского государства.
В книге «Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков» Б. А. Рыбаков пишет: «В Древней Руси для обозначения разных видов прикладного искусства существовало чудесное слово — узорочье. Сохранившиеся до наших дней образцы узорочья X—XIII веков являются неисчерпаемым источником наших представлений и быте древнерусских людей всех классов и категорий — от простого деревенского смерда до князя».
Матрицы, для мастеров ремесленников проживавших в разное время на территориях где впоследствии образовалось древнерусское государство, имели огромное значение. Не все мастера обладали выдающимся талантом и способностью создавать собственные оригинальные произведения прикладного искусства, но созданное большими мастерами могло тиражироваться с помощью матриц и мастер - моделей, отлитых с оригинальной вещи. Чем большим количеством матриц обладал мастер, чем больше он имел возможности создавать различные предметы украшений.
Универсальность лучших ремесленников древности обуславливалась не только наличием таланта, обучением ремеслу с детства, но и количеством и разнообразием инструментария. Если говорить о матрицах с христианской тематикой появившихся у мастеров древней Руси, то первыми образцами были очевидно матрицы привезенные, болгарами и греками из Византии, приглашенными для работы на Русь. Среди случайных находок такие матрицы хорошо известны и география этих находок достаточно обширна. По мере развития собственного производства появляются и прекрасные образцы творчества самих древнерусских мастеров.
Матрица - универсальное средство производства и, конечно, мастера «охотились» за новыми образцами. Особенно практиковали эту «охоту» литейщики. Копируя новые образцы они и сами зарабатывали на этом, и позволяли иметь приработок другим мастерам, не занимающимся литьем. Одним из главных объектов работы ремесленников во все времена были женские и мужские украшения, это был, и по сей день остается, мощный пласт прикладного искусства. Отдельные группы мастеров занимались изготовлением украшений для конской сбруи, воинской гарнитуры и поясов - весьма популярного предмета в средневековье.
Особой областью было производство предметов связанных с религией. Что касается Древней Руси, то после принятия христианства, работа самых квалифицированных мастеров стала востребована Церковью. Князья и богатая верхушка общества стали соревноваться в дарении Церкви различных высокохудожественных вкладов, украшении чтимых икон, драгоценных одежд высших иерархов, дорогой церковной утвари. Кроме того сами дарители были потребителями продукции ювелиров самого высокого класса.
Естественно, что основная масса народа так же стремилась подражать высшему сословию. Не только в городах и монастырях, но и в больших сельских поселения жили мастера обеспечивавшие местное население своей продукцией. Особенно широко распространяется производство массовой продукции во второй половине XII - первой трети XIII вв. Характер сельских поселений выглядит следующим образом, на определенной территории, как центр округа, располагается большое торгово-промышленное поселение.
В нём, кроме земледельцев, живут: представители администрации - княжеский или боярский тиун, купцы, охрана. При церкви жили священник и дьякон. В отдельных слободках жили кузнецы, ремесленники - ювелиры, литейщики и всякий другой мастеровой люд.
«Спрос рождает предложение», эта истина верна для всех времен. Желание походить на богатых и власть имущих было свойственна простым людям всегда. Мастера выполняли эти заявки в меру своих способностей и имеющегося инструментария. Ярким примером этому может служить найденная бракованная отливка.
Очевидно, что мастер выполняя чей-то заказ сделал отливку несущую рельефное изображение композиции с сюжетом
«Полет царя Александра Македонского на небо». Однако, отливка не удалась и брак был отложен в лом для следующего литья. На месте бывшей мастерской ремесленника, поисковиком - любителем и был найден данный артефакт (А).
Следующая литая иконка с изображением Богородицы Оранты в полный рост, по свой форме напоминает вставку в какое-то изделие. Стоит напомнить, что основным материалом для изготовления различных изделий в тот временной период было дерево. При очень большой грамотности древнерусского населения широко использовалась береста и не только в личной переписке, даже богослужебные книги, в не богатых монастырях, изготовляли из бересты. Описывая первые годы жизни Сергия Радонежского в основанной им обители, Феофан Премудрый пишет: «церковные сосуды были деревянные, ризы из крашенины, книги писаны на бересте, а службы отправлялись при свете лучины». Живописные иконы были дороги и редки, а отлить копию с матрицы - образца мог любой местный литейщик. Поэтому какая-то часть литых иконок похожих по технологии изготовления на матрицы, могла быть вставками в деревянные оклады церковных книг, и украшать церковную утварь, и служить в качестве молельной иконы вставленной в киот.
Наиболее многочисленны находки матриц с изображением Богородицы. Не без помощи матрицы была отлита основа под нашивную иконку с изображением Богоматери Агиосоритиссы. Икона изготовлена из бронзы, украшена выемчатыми эмалями трех цветов и могла быть частью украшения облачения церковного иерарха.
Древнерусские матрицы с изображением Иисуса Христа
Древнерусские матрицы с изображением Богородицы
Готовое изделие из серебра, созданное мастером с использованием подобной матрицы выглядело так:
Древнерусские матрицы с изображением Архангелов и святых
Архангел Михаил пользовался огромной популярностью в Византийской империи и высших слоях общества Древней Руси. Окружение князя, воспитанное в традициях дружинной культуры, поддерживало его культ и считало своим покровителем. Архистатиг небесного воинства был патроном воинства земного. На византийской матрице, найденной в Украине, образ архангела строг и торжественен. В левой руке он держит зерцало - символ предвидения будущего, правя рука свободна и ладонь слегка приоткрыта. Одежды архангела представляют императорский парадный убор - лорум, украшенный орнаментом, драгоценными камнями и золотыми изображениями, одетый на тунику. Огромные крылья, с четко детализироваными перьями, уходят за пределы изображения. В изгибе крыльев, над оплечьем, надпись: ОАРХ - МИХ. Край нимба орнаментирован. В подобной иконографии изображен архангел и на матрице диаметром 49 мм. представленной на следующей странице. Отличия лишь в повороте головы в три четверти и зеркальности, при которой зерцало оказывается в правой руке. Рисунок более грубый и упрощенный.
Так же популярными были образы различных святых воинов. К свои небесным защитникам народ относился так же хорошо как и к защитникам земным. Наличие матриц с их изображениями свидетельствует об определенной массовости производства подобных иконок.
Стеклянные иконки, изготовляемые для паломников, попадали на Русь, где предприимчивые ремесленники снимали с них литые копии-матрицы для последующего тиражирования.
В работе о литиках найденных на территории Руси Ф. Д. Гуревич пишет: «По вопросу о производстве средневековых литиков существуют два мнения. Значительная часть исследователей считает, что они изготовлялись в Византии. Вторая группа исследователей рассматривает иконки-литики, как продукцию западных мастеров. Тщательный иконографический анализ приводит Г. Вентцеля к выводу о том, что только очень небольшое количество литиков изготовлено в византийских мастерских, вся же основная масса стеклянных иконок западного, венецианского происхождения».
Древнерусские матрицы для изготовления крестов
В домонгольский период, в Древней Руси, кресты и крестообразные подвески входили в состав ожерелий носимых женщинами.
Чем выше был общественный статус женщины носившей эти ожерелья, тем дороже были предметы входившие в его состав. Но если одиночный крест отлитый литейщиком весил не мало, то большое количество таких крестов, будучи цельнолитыми, весили бы очень много, и это не говоря уже о стоимости такого количества драгоценного металла. В этом случае мастера-ремесленники использовали технологию полых изделий, в народе такие называют «дутые». Из тонкого металла, с помощью матрицы мастер выбивал объемную часть половины креста, оглавие изготавливалось отдельно из полоски, также отбитой на матрице с выпуклыми и вогнутыми линиями, что при тонком металле создавало дополнительные ребра жесткости.
Вторая часть работы заключалась в подгонке отчеканенной детали к ровной пластине обратной стороны. Изделие спаивалось, излишки металла обрезались, зачищались, полировались и крест был готов. Размещенные в ожерелье, такие
кресты выглядели массивно, но весили совсем не много. Так делали и прямые кресты, но там еще добавлялась ровная боковая полоска металла. Однако, в некоторых случаях, отчеканивали только одну сторону рельефа подвески из достаточно толстого металла и такую подвеску также носили в составе ожерелья.
Автор: А.Н.Спасённых
На фотографиях (А, Б) представлен фрагмент и реконструкция такой подвески.
Автор: А.Н. Спасённых
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/021019/44295/
Комментарии:
Нет комментариевРупор будет свободен через:
4 мин. 12 сек.