Компания кондитерских изделий «Абрикосов и сыновья» была знаменитой и успешной. Во многом это было причиной также ответственного отношения основателя к вопросу маркетинга. История Абрикосовых началась в 1804 году, когда в Москву приехал Степан Николаев с забавным прозвищем Обрикосов. Открыв здесь кондитерскую лавку, он решил видоизменить одну букву в кличке и сделать «Абрикосова» названием своего дела.
Кроме качества и ассортимента продукции, немало внимания уделялось рекламе бренда. Только в 1891 году на нее было потрачено 300 тыс. рублей. Кондитер заполонял своими листовками все улицы города. К началу XX века на фабрике Абрикосова работало почти две тысячи работников. Масштабы производства были не менее впечатляющими: в год на прилавки поступало около 4000 тонн карамели, конфет, шоколада и бисквитов.
Авиационный бренд дореволюционной России «Анатра» был основан в 1913 году одесским миллионером и предпринимателем Артуром Антоновичем Анатрой. Его способности в ведении бизнеса позволили его заводу в краткие сроки стать третьим в стране по объему выпуска продукции – по информации Novate.ru, в период 1914-1917 годов Анатра построила более тысячи машин.
Для обеспечения работы завода, который находился в 12 верстах от города, была даже приспособлена инфраструктура - построена железнодорожная ветка Одесса — Завод аэропланов А. Анатра. Кроме того, для транспортировки сотрудников завода было куплено два паровоза и несколько пассажирских вагонов.
Если говорить о символе качества и четкости в дореволюционной России, то на ум сразу придет торговая марка часов «Буре». Они были отмечены лично русским императором: он презентовал часы отличившимся чиновникам, заслуженным людям и иностранным дипломатам. Компания «Буре» старалась ориентироваться на любого потребителя, выпуская как эксклюзивные часы, так и массовую продукцию.
Цены на часы также варьировались, начиная всего с 2 рублей. Самые же дорогие модели достигали стоимости нескольких тысяч. Во многом именно благодаря работе фирмы «Буре» Россия была одной из первых стран, где часы стали общедоступными. После Октябрьской революции 1917 года история бренда не закончилась: фирма стала работать в Швейцарии под маркой Paul Buhre.
Мнение о том, что сигары для русского человека – новинка – крайне ошибочно. В дореволюцонной России такой продукт был весьма привычен. Самым крупным брендом сигар Российской империи являлась «Гаванера», полное название — Сигарная и Табачная Фабрика Бельгийского Анонимного общества «Гаванера». «Гаванера» было знаком качества в своем сегменте.
Продукция фирмы получила признание и на Родине, и на международной арене: в 1908 году она получила Большую золотую медаль на выставке в Ростове-на-Дону. А через два года «Гаванера» была отмечена Почетным дипломом Всемирной выставки в Брюсселе, а в 1911 году — промышленной выставке-ярмарке в Турине. С приходом большевиков к власти сигарное производство на заводе было закрыто, а на базе бывшей «Гаванеры», переименованной в Государственную сигарную фабрику запустили выпуск трубочных табаков «Трубка мира» и «Флотский».
В Российской империи много внимания уделялось искусству. Русская живопись и балет известны по всему миру и сегодня. Не отставала и музыка. Поэтому нет ничего удивительного, что в дореволюционной России была своя фирма по производству фортепиано и роялей. Причем продукция предприятия «Братья Дидерихс» получила признание не только на Родине, где она считалась лучшей, но и за рубежом.
История фабрики началась еще в 1810 году. А через десятилетие компания заявила, что готова продавать пианино и рояли, не уступающие по качеству иностранным. Цена же их была в 3-8 раз меньше зарубежных аналогов. «Дидерихс» стремительно развивалась, расширялась их линейка. Эти труды не прошли даром: на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году инструмент фабрики был удостоен Гран-при. Конец истории некогда успешной компании положила Первая мировая война и Октябрьская революция, когда народу было не до музицирования. В 1917 году на производстве трудилось лишь 27 человек. В конце концов 06 апреля 1918 года фабрика «Дидерихс фререс» была закрыта.
Бренд отечественного дореволюционного автопрома, который, впрочем, отличался от коллег тем, что выпускал машины не только с бензиновыми и электрическими двигателями, но и паровыми. Именно завод «Дукс» первым выпустил паромобиль. Именно эти модели были самыми популярными среди россиян, во многом потому, что слыли более безопасными. Выпускали также гоночные модели «Дукса», развивающие скорость до 140 км/ч. В линейке продукции компании также входили велосипеды, омнибусы, аэросани и мотоциклы.
И все-таки, прежде всего предприятие «Дукс» известно как авиапроизводитель. С 1910 года было запущено производство самолетов и дирижаблей. Они стали пользоваться популярностью, и предприятие все больше ориентировалось на эту продукцию, наземный же транспорт выпускался все в меньших масштабах. С приходом большевиков к власти в 1918 году «Дукс» был национализирован и получил новое название - «Государственный авиационный завод № 1».
История предприятия Ивана Дурдина – редкий случай, когда прибыльное и успешное дело основал бывший крепостной. В 20 лет крестьянин села Шестихино Мышкинского уезда Ярославской губернии Иван Алексеевич Дурдин уехал в Москву на заработки. На то, чтобы зарабоатать деньги на выкуп, молодой человек работал три года. Уже свобоный, Курдин устроился в магазин Московского общества пивоваров, а вскоре был повышен до приказчика на столичном пивоваренном заводе.
В 1836 году Дурдин скопил капитал, достаточный, чтобы выкупить завод, на котором трудился. Став владельцем производства, Иван Алексеевич занялся разработкой новых сортов пива, открывал фирменные магазины и новые пивоварни. Дурдинское пиво стало известным на всей огромной территории Российской империи. Даже лично император Александр II высоко оценил продукт «Портер». За свой труд в 1857 году Дурдин получил особую привилегию – право размещать на бутылках изображение российского двуглавого орла.
Одна из старейших компаний в этом списке, Переславская ткацкая фабрика была основана в 1758 году купцом Филлипом Угримовым по Указу Мануфактур-коллегии. На сотне ткацких станков изготовлялись тонкие голландские ткани, тик, а также фламские и парусные полотна.
В 1816 году фабрика сменила владельца: им стал московский купей Константин Алексеевич Куманин. За тридцать последующих лет увеличил производственные мощности в четыре раза. На этом предприятие не перестало расширяться, причем инвесторы были иностранными – ими выступили англичане. Они же в конце 19 века работали на предприятиях «Залесья» на должности мастеров.
Достойную конкуренцию столичным обувным гигантам составлял казанский «Поляр», основанный 1916 году. Предприятие было открыто тремя казанскими купцами и фабрикантами - Шабановым, Зобниным и Жулиным и разместилось в купленном ими двухэтажном каменном складском помещении. Работала фабрика в сотрудничестве с открытым рядом кожевенном заводе.
После революции и национализации в 1922 году фирма была переименована в «Спартак», это название она носит до сих пор. А улица Армянская в Суконной слободе, где и было открыто производство, сегодня переименована в Спартаковскую. Ныне предприятие известно как производитель детской обуви.
Интересно, но отечественный автопром начала 20 века был качественным и вполне мог конкурировать с западными образцами. Так, например, очень достойным считался хотя бы автомобиль «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909 году. Машины этой компании были довольно высокого класса.
Об этом ярко говорят победы на гонке Санкт-Петербург - Монако на протяжении двух лет подряд - в 1912 и 1913. Кроме того, «Руссо-Балт» стал первой машиной, которая покорила вулкан Везувий. Сегодня автомобили этого российского бренда считаются одними из самых надежных в мире своего времени.
Товарищество Санкт-Петербургского производства механической обуви, более известное как «Скороход», по праву считалось лучшим производителем туфель в дореволюционной России. Фирма была создана 11 сентября 1882 года. По прошествии двух лет предприятие запустило выпуск популярной обуви марки «Реформа» - лёгкие летние туфли на низком каблуке, с тиснением на носке до подъёма узором «ёлочка». Это дало толчок к стремительному развитию бренда.
Интересный факт: легендарное название - «Скороход» - стало официальным и появилось над витринами фирменных магазинов Товарищества на подошвах их продукции в виде клейма только в 1910 году.
Усилия не прошли даром: 1896 году на Нижегородской ярмарке Товарищество получило право на изображение Государственного герба. Кроме того, обувь этого бренда неоднократно экспонировалась и на ярмарках за рубежом — в Чикаго (1893), Амстердаме (1894), Париже (1900). «Скороходы» стали настолько популярными, что их неоднократно пытались подделывать. В конце 1890-х она продавалась в Германии, с успехом конкурируя с местными производителями.
Водочное производство в Российской империи приносило не только серьезные прибыли, но и при правильном управлении получить огромное признание и даже положительную оценку императорской семьи. Ярким примером такого взлета является торговая марка «Смирновъ», которая сегодня остается одним из самых узнаваемых водочных брендов. А Петр Арсеньевич Смирнов, основавший свое предприятие в 1862 году, был настоящим «водочным королем» Российской империи.
Потребителям больше всего пришлись по вкусу столовое вино «N 21», настойка «Нежинская рябина», и, конечно, легендарная «Смирновка». Труды Смирнова помогли фирме получить право изображения Государственного герба и звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича». Объемы производства были огромными - в год изготовлялось продукции стоимостью до двадцати миллионов рублей. Да и само государство прилично зарабатывало на «Смирновъ»: по информации Novate.ru,сумма налога в казну с предприятия была равно половине довоенного бюджета российской армии.
Пожалуй, во всем мире на вопрос «Что объединяет яйцо и ювелирное дело?» найдется человек, который ответит: «Фаберже». И действительно, уникальная продукция этого бренда получила огромную популярность, как в России, так и в других странах. «Яйца Фаберже» - это роскошь и престиж Российской империи.
Всего известно 71 яйцо Фаберже, из них 52 называются «императорскими». Эти изделия изготовлялись в качестве подарков. Александр III, подарил своей супруге яйцо на Пасху в 1887 году. Именно это способствовало популярности предприятия Фаберже.
Вряд ли найдется в современной России ценитель коньяка, который не знал бы отечественный бренд «Шустов». А ведь свою историю компания берет еще с середины 19 века. Ее основатель Николай Леонтьевич Шустов, которого по праву величают «Коньячным королем» был человеком креативным. Своими неординарными маркетинговыми ходами он буквально перевернул сознание российского потребительского рынка 19 века.
К примеру, он нанимал студентов, которые должны были спрашивать в трактирах «только шустовскую водку». А если ее там не было, от души там дебоширили и оказывались в участке, оттуда их выкупал сам Шустов. В долгу основатель не оставался: студенты также получали процент от продаж. Ещё Шустов одним из первых догадался размещать рекламу на общественном транспорте. К началу 20 века ассортимент продукции был весьма разнообразным - зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский.
В любом городе обязательно найдутся краеведы и просто хипстеры-любители, которые с удовольствием изучают историю своего города. И Москва не исключение – тут вам обязательно найдется кому поведать что такое «Эйнем», ведь именно так до 1922 года назывался кондитерский завод «Красный октябрь» на Барсеневской набережной. История этой компании началась в 1851 году, когда Теодор Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате кондитерскую мастерскую. Тогда в ней работали всего четыре человека.
Но, как ни странно, быстрому развитию «сладкого бизнеса» Эйнема способствовала Крымская война. Эйнем смог расширить производство и переехать на фабрику на Мясницкой. Ассортимент «Эйнем» был впечатляющим: выпускалось около 20 видов продукции. Огромной популярностью пользовались «сладкие корзины» для невест. За свои труды Эйнем вознаградили по достоинству: компания получила титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Источник: https://novate.ru/blogs/171019/52104/