16+
Лайт-версия сайта

Новости

Печальный Арлекин итальянского дизайна: Как Алессандро Мендини делал обычные вещи – необычными

Алессандро Мендини и его знаменитое кресло.

Алессандро Мендини и его знаменитое кресло.

«Фу, китч!» - брезгливо бросаем мы, увидев какую-то аляповатую, странную, безвкусную вещь. Алессандро Мендини, ключевая фигура итальянского дизайна, называл свои творения китчем с нескрываемой гордостью, а себя именовал Арлекином, призванным радовать людей.



Диван Алессандро Мендини.

 

Диван Алессандро Мендини.



Стол с отсылкой к костюму Арлекина.

 

Стол с отсылкой к костюму Арлекина.



Он признавался, что всю жизнь был пессимистом, и лишь в последние годы жизни научился веселить не только клиентов, но и себя самого. Родившись в Италии в 1931 году, он прожил долгую жизнь, наполненную до краев… работой. Все интересные факты в его биографии были связаны только с создаваемыми им вещами – словно вне творчества никакого Алессандро Мендини не существовало.

Кресло Алессандро Мендини.

 

Кресло Алессандро Мендини.



Лампа в стиле радикального дизайна.

 

Лампа в стиле радикального дизайна.



Послевоенный итальянский дизайн был воплощением «хорошего вкуса». Считалось, что дизайнер должен создавать минималистичную, гармоничную, идеально выверенную мебель, лаконичные бытовые предметы сдержанных тонов - и не более. Мендини, получивший диплом архитектора и работавший в качестве координатора проектных групп, как-то совершенно спонтанно оказался в кругу радикально настроенных молодых людей, которым страшно надоела сухость и простота «хорошего дизайна».

Работы Алессандро Мендини.

 

Работы Алессандро Мендини.



Радикальный дизайн бросал вызов респектабельной публике...

 

Радикальный дизайн бросал вызов респектабельной публике...



Работы Алессандро Мендини.

 

Работы Алессандро Мендини.



Работы Алессандро Мендини.

 

Работы Алессандро Мендини.



Экспрессивные стулья Мендини.

 

Экспрессивные стулья Мендини.



В 1970 году его пригласили на должность главного редактора журнала «Casabella», и здесь Мендини развернулся на полную катушку, превратив журнал в средоточие радикальных, анархистских идей – конечно же, в области дизайна и архитектуры. Мендини приложил руку к созданию творческих объединений «Мемфис» и «Алхимия», фактически создавшими постмодернистский дизайн, свежо и вольно обходившийся с формой, цветом, культурными заимствованиями и отсылками, оперировавший иронией и образами бессознательного, включая и эротические мотивы. Чуть позже Мендини возглавил культовые журналы для архитекторов и дизайнеров Modo и Domus, где продолжил продвигать самые невероятные проекты.

Мебель, противоречащая так называемому хорошему вкусу в дизайне.

 

Мебель, противоречащая так называемому хорошему вкусу в дизайне.



Полки и тарелка Мендини.

 

Полки и тарелка Мендини.



Инкрустированные шкафы Мендини.

 

Инкрустированные шкафы Мендини.



Инкрустированная мебель.

 

Инкрустированная мебель.



Шкаф Мендини.

 

Шкаф Мендини.



Как дизайнер, Меднини часто вдохновлялся литературой, в основном философской – некоторые его работы служат ответом Бодрийяру, другие иллюстрируют творчество Руссо или Дидро. В 1978 году он придумал кресло Proust, посвященное, как следует из названия, Марселю Прусту. При этом никакой связи с творческом Пруста на первый взгляд не прослеживается – это кресло в стиле XVIII века, в обивке которого использованы мотивы полотна «Луг» Поля Синьяка. «Оно бы ему понравилось», - так пояснил Мендини выбор названия. Впоследствии «Пруст» перевыпускалось несколько раз, в том числе и… высеченное в мраморе.

Кресло Proust.

 

Кресло Proust.



Кресло Proust.

 

Кресло Proust.



Кресло Proust.

 

Кресло Proust.



Среди созданной дизайнером мебели есть объекты с громкими названиями вроде «Энгр», «Хокусай», «Тернер», «Канова» - непосвященному зрителю на так-то просто сообразить, куда дизайнер спрятал отсылку к тому или иному великому художнику!
Мендини много занимался выставочной, организационной и преподавательской деятельностью, открывая, по сути, лаборатории современного дизайна.

Кресло с отсылкой к пуантилизму.

 

Кресло с отсылкой к пуантилизму.



Вазы, посвященные творчеству известных художников.

 

Вазы, посвященные творчеству известных художников.



Стол Мендини.

 

Стол Мендини.



Орнаментированный стол.

 

Орнаментированный стол.



Шкаф с орнаментом и архитектурными мотивами.

 

Шкаф с орнаментом и архитектурными мотивами.



Дизайн – это вовсе не свободный полет фантазии, дизайн-проектирование всегда ограничено возможностями производства и эргономичностью использования, но то, что делал Мендини, превращало инженерию в психоделическое путешествие. Исследователи его творчества видят в Мендини вовсе не веселящего публику Арлекина, а фигуру почти трагическую, осознавая, какое огромное количество сил, душевных, интеллектуальных и физических, отдал этот человек, чтобы изменить привычные представления о дизайне.

Мендини на фоне своих рисунков.

 

Мендини на фоне своих рисунков.



В начале 80-х годов на фоне депрессивного эпизода Алессандро Мендини «ушел в подполье», практически перестав заниматься проектированием для промышленности. В этот период он разрабатывал инсталляции и организовывал перфомансы, проникнутые духом разочарования. Но после нескольких лет печали и одиночества Мендини вдруг вернулся в культурную жизнь Италии с новым громким проектом – журналом «Ollo», где практически не было текстов, кроме подписей к иллюстрациям и фотографиям.

Инсталляция Мендини.

 

Инсталляция Мендини.



Инсталляция Мендини.

 

Инсталляция Мендини.



В конце 80-х Мендини активно работал, проектируя мебель, аксессуары и офисные помещения. Вместе с братом в 1989 году он основал собственную проектную студию, занимавшуюся в том числе архитектурой и интерьерами.

Мендини и его творения - малые и большие.

 

Мендини и его творения - малые и большие.



Архитектурные проекты Мендини.

 

Архитектурные проекты Мендини.



Проект остановки и Башня Рая в Хиросиме.

 

Проект остановки и Башня Рая в Хиросиме.



Фрагмент экстерьера музея Мендини.

 

Фрагмент экстерьера музея Мендини.



Внутреннее пространство музея.

 

Внутреннее пространство музея.



В 90-х создал знаменитую коллекцию кухонных приборов, посвященную своей подруге Анне Джили. Ее образ – черты лица и очертания модной стрижки – повторяется в форме солонок, штопоров и вилок. Эти вещи доступны широкому потребителю и сейчас.

Антропоморфные штопоры, среди них - Анна.

 

Антропоморфные штопоры, среди них - Анна.



Антропоморфные штопоры.

 

Антропоморфные штопоры.



Штопоры-попугаи.

 

Штопоры-попугаи.



Двойные бокалы.

 

Двойные бокалы.



Ваза и декоративная скульптура.

 

Ваза и декоративная скульптура.



Мендини называл свою деятельность «банальным дизайном». По сути дела, он брался за самые обыкновенные вещи – шкафы и стулья, посуду, сантехнику – и превращал их в нечто необычайно сложное по смысловому содержанию, визуально – яркое и привлекательное, понятное на эмоциональном уровне как высокообразованным критикам, так и простым потребителям. Улыбающийся штопор – это и повод пофилософствовать, и отличное украшение вечеринки для самых близких друзей.

Табуреты с абстрактными узорами.

 

Табуреты с абстрактными узорами.



Набор объектов для домашнего декора.

 

Набор объектов для домашнего декора.



Часы с отсылкой к пуантилизму.

 

Часы с отсылкой к пуантилизму.



Будучи успешным дизайнером, главных своих наград Мендини удостоился за деятельность в качестве преподавателя, культуролога-исследователя, критика и теоретика дизайна. Ему была присуждена премия Compasso d'Oro («Золотой циркуль») в 1979 году, а в 2015 году и Eвропейская премия по архитектуре – за «гуманизм в духе мастеров Возрождения».

Интерьеры, оформленные Мендини.

 

Интерьеры, оформленные Мендини.



Ресторан Мендини.

 

Ресторан Мендини.



Последние годы жизни стали для него, возможно, самыми бурными по числу проектов, а он сам часто говорил, что мир – слишком жестокое место, а значит, его миссия – дарить людям счастье. После восьмидесяти лет он не пропускал ни одной недели дизайна, экспериментировал с новыми материалами, поработал с маркой молодежной одежды Supreme…

Рубашка для Supreme.

 

Рубашка для Supreme.



Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье в Берлине.

 

Интерьер для жилой единицы Ле Корбюзье в Берлине.



Элементы интерьера для жилой единицы Ле Корбюзье.

 

Элементы интерьера для жилой единицы Ле Корбюзье.



Его проекты фактически имеют статус произведений искусства. Сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции Музея современного искусства и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже. Количество свежих, ярких, неожиданных идей, произведенных на свет дизайнером, контрастирует с невероятно скудными сведениями о его личной жизни. Любовью всей его жизни был дизайн.

Коллекция мебели Мендини.

 

Коллекция мебели Мендини.



Коллекция мебели.

 

Коллекция мебели.



Мендини не стало в 2019 году – но незадолго до смерти дизайнер упоминал, что у него есть планы и на следующую жизнь. Он мечтал родиться вновь… художником – и ради этого стоит поверить в реинкарнацию.

Алессандро Мендини в последние годы жизни.

 

Алессандро Мендини в последние годы жизни.



Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/171119/44691/




Комментарии:

24 ноября ’2019   18:14
Жизнеутверждающие вещи!!!Человек любил жизнь!!!СУПЕР!!!СПАСИБО!!!


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Музыка небес. Горожане

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
КАКИЕ НАШИ ГОДЫ ...

премьера песни
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/other/2610473.html?author

Рупор будет свободен через:
41 мин. 19 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft