Шапка Мономаха много веков представляет собой одну из первых регалий великих русских князей и монархов и символ самодержавия Руси. Шапку использовали с первого венчания на престол внука Ивана III Дмитрия в 15 веке. Ею же венчали на царство в 1546-м и Ивана Грозного. Причём каждый монарх надевал эту реликвию лишь раз в ходе торжественной церемонии, а после празднества шапка пряталась в сокровищницу. Множество вопросов вызывает у историков происхождение Шапки Мономаха.
Достаточно необычную версию озвучивает доктор искусствоведения Гюзель Фаудовна Валеева-Сулейманова и еще ряд летописцев. По их мнению, до того, как шапка попала на русскую землю, она использовалась в качестве женской татарской тюбетейки. Принадлежал этот головной убор знатной особе, о чем свидетельствуют увесистые золотые подвески. И якобы технология исполнения этих украшений, а также стиль орнаментов напрямую указывают на золотоордынское происхождение головного убора. А попасть Шапка Мономаха на Русь могла, к примеру, после женитьбы одного из московских князей на богатой татарке.
На момент начала российской революции 1905-го будущий председатель Кабмина Российской империи Столыпин был в должности саратовского губернатора. В один из дней народных волнений возбужденная толпа поджидала приезда градоначальника с требованием незамедлительных объяснений непростой жизненной ситуации. Столыпин всегда отличался даром усмирять даже самые агрессивные народные выступления, находя нужные слова. Выйдя из экипажа к негодующим горожанам, Петр Аркадьевич сразу заметил, что на него несется здоровенный парень с дубиной. Не испугавшись, Столыпин решительно шагнул ему навстречу, на ходу сбрасывая меховую шинель. «Подержи-ка, голубчик», - обескуражил губернатор нападавшего. Бросив свое грозное оружие, парень послушно взял одежду Столыпина в руки, а тот невозмутимо проследовал к толпе, традиционно разрядив обстановку.
Ширина европейской железнодорожной колеи перенята у древних римлян. Чтобы не выходили из строя колесницы, перепрыгивая из одной колеи в другую, приняли решение изготавливать все повозки с одинаковым расстоянием между колесами в 1435 мм. Длина оси подбиралась так, чтобы повозка запрягалась двумя лошадьми. Такой стандарт прижился практически во всей Европе. Когда англичане уже в 19 веке строили свою железную дорогу, паровые машины строились также шириной в дилижанс. Такие же параметры соблюдаются и в нынешних европейских странах, а также в США (ширина колеи 4 фута и 8,5 дюймов), хотя еще инженеры 19 века считали, что эта цифра должна быть больше.
Коснулись мировые стандарты и России. В 19 веке ширина колеи здесь ровнялась 1524 мм. В 20 же веке советские железные дороги перевели на стандарт в 1520 мм, что на тот момент выглядело техническим прогрессом. Состав передвигался более устойчиво, позволяя перевозить большие объемы грузов. Тогда мало кто задумывался над неудобствами, которые в будущем принесет разница между российскими и европейскими параметрами в этой области. Есть и версия о том, что такое нововведение было пролоббировано русскими купцами, решившими ограничить поступление европейских товаров во избежание конкуренции.
В 19 веке один российский помещик захотел определить сына в кадетский корпус, но, будучи далеким от светских устоев, совсем не знал правил составления прошения. Не знал он даже, как обращаться к государю, как обозначить его титул. Поразмыслив, помещик вспомнил, что в одной из газетных статей, где речь шла о царе, значилось обращение «августейший». А так как события происходили в сентябре, мужчина логично написал в адрес государя «сентябрейший». Это письмо очень позабавило Николая I, который сквозь смех дал команду принять юношу на обучение, чтоб он не вырос таким же глупцом как его отец. С императором Николаем Павловичем вообще часто случались забавные истории.
Как известно, император предпочитал прогуливаться по столице в одиночестве, без охраны, даже проверяя посты охраны по ночам. Как-то один прапорщик, узнав государя, остановился, отдавая честь. Николай спросил, откуда идет солдат. «Из депа», - бодро отрапортовал тот. «Слово «депо» не склоняется», - поправил его царь. Но солдат не смутился, парируя тем, что перед его величеством склоняется абсолютно все. Проснулся прапорщик уже капитаном.
Суворов часто любил повторять в разных интерпретациях слова о том, что русский солдат везде пройдет. Во время похорон генералиссимуса, после отпевания гроб следовало переместить по лестнице. Однако проход был узким и сильно затруднял церемониальный процесс. Присутствовавшие на похоронах военные ветераны, долго служившие под командованием Суворова и знавшие все его повадки, вспомнили знаменитую фразу. "Суворов везде пройдет", - в один голос воскликнули они, водрузили гроб над головами и оперативно доставили его к месту назначения.
Привычная сегодня вилка не всегда была традиционным столовым прибором на русском столе. В начале 17 века вилку из Польши в багаже Марины Мнишек завез в Россию Лжедмитрий I. Во время празднеств в Грановитой палате по случаю их бракосочетания этот столовый прибор впервые открыто использовался. Такая вольность буквально шокировала присутствующих в Кремле бояр и духовенство, послужив одним из поводов подготовки заговора Шуйского. Вилка впоследствии оказалась аргументом к тому, что Лжедмитрий имел далеко не русское происхождение. С вилкой народ связывал с тех пор дурные приметы и несчастья. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы, где образ данного столового прибора далеко не положительный.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/040120/45094/
07 января ’2020 15:48
Браво!
|