Малыми голландцами этих художников зовут именно в российском искусствоведении - для остального мира они скорее мастера, творившие на протяжении Золотого века голландского искусства. Семнадцатый век считался золотым и в истории страны. Противостояние Испании завершилось Нидерландской буржуазной революцией, возникла конфедерация – Республика Соединенных провинций. Быстро и активно развивалось производство и торговля, и за короткий срок Голландия превратилась в богатое и могущественное государство.
Повышение уровня жизни граждан привело к расцвету в том числе и искусства. Картинами не просто интересовались, их стремились приобрести – стало модным украшать дом произведениями живописи. В стране, где около трех четвертей жителей были горожанами, спрос на картины тогда был огромным – да и крестьяне, из зажиточных, тоже охотно приобретали небольшие холсты.
Большой спрос рождал и соответствующее предложение. Подсчитано, что в тот период на каждую тысячу человек в Голландии приходилось по художнику – рекордный показатель в истории. Мастера трудились не по заказу, как раньше – писали готовые картины и продавали их, покупателей хватало. При этом стать художником мог далеко не каждый желающий. За живописцами наблюдали гильдии, в которых они обязаны были состоять и куда платили регулярные взносы. Так обеспечивался высокий уровень работ, их качество.
Малым голландцам было на что опираться, традиции сформировали фламандская и нидерландская живопись, старые мастера. Большое влияние на художников XVII века оказывали работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего. В то же время никакой единой школы, объединяющей творения малых голландцев, не существовало, это название было дано по некоторым общим признакам произведений живописи того времени.
Прежде всего, картины были действительно маленькими – в первую очередь по сравнению с полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для залов дворцов и палаццо, для соборов и церквей. Теперь от художника требовалось не поразить размерами холста, масштабностью или величием фигур, а украсить городской интерьер и развлечь – поэтому одним из главным жанров малых голландцев стала бытовая живопись. Сюжеты из повседневной жизни, часто забавные или ироничные, наполненные символами и аллегориями – то, что украшало быт и повседневную жизнь бюргера и его домочадцев.
Были очень востребованы натюрморты – сначала особенным спросом пользовались «цветочные» - имидж центра цветоводства складывался уже тогда. Позже в моду стали входить «завтраки» - композиции с белой скатертью и блестящей утварью. Постепенно натюрморты становились все более роскошными, пышными, экзотическими. Отдельным направлением этого жанра были ванитас – картины, призванные напоминать о бренности существования и неизбежности смерти.
Многие художники писали пейзажи – именно в тот период изображения видов природы и городов превращались в самостоятельный жанр искусства, взяв на себя больше функций, чем просто создание фона. И здесь были вариации – художники писали марины и городские виды, лесные пейзажи и пасторали, ночь или зимы, кто-то специализировался на изображении лесных пожаров.
Голландцы любили свою родину – поэтому так востребованы были изображения местной природы. Отразить красоту того, что рядом, перед глазами – вот что было главной задачей художников.
Голландские живописцы XVII века обычно имели довольно узкую специализацию, этого требовала жесткая конкуренция на рынке картин. Зато работа в собственной нише давала возможность найти «своих» покупателей. Выбор картины будущим владельцем обычно определялся его профессией, образом жизни. Ученые приобретали натюрморты ванитас, богатые крестьяне и родившиеся в провинции бюргеры - сельские пейзажи, владельцы конюшен и любители животных покупали картины у анималистов.
В общем смысле этот период относится к эпохе барокко – но без той пышности и того великолепия, которыми отличается барочная живопись французских, итальянских и испанских мастеров. К тому же среди творений малых голландцев не встречались так распространенные в католической Европе картины на библейские сюжеты. Церковное искусство в протестантской Голландии не признавалось, а следовательно, церкви не были заказчиками или покупателями произведений живописи. Если и появлялись на холстах сюжеты из Библии, то они изображались в современной художнику обстановке, как будто перенесенные в новое время. Крупные исторические события и сражения также не были популярны у малых голландцев.
Для их картин было характерно тщательное выписывание деталей, точность, отточенность техники, продуманность композиции, использование полутонов, теней. Некоторые использовали во время работы камеру-обскура. Известно, что с помощью этого прибора работал Ян Вермеер, которого иногда называют «великим малым голландцем».
Всего за двадцать лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Художники мало заботились об уникальности – ведь назначение картин не предполагало, что когда-нибудь они окажутся по соседству друг с другом в каком-нибудь музее. При этом, несмотря на количество произведений и непритязательность покупателей, творения малых голландцев стали настоящими жемчужинами живописи.
Французское вторжение 1672 года значительно пошатнуло рынок искусства, который после окончания войны больше уже не вернулся к уровню золотого века. Впоследствии отношение к малым голландцам было достаточно сдержанным – только в двадцатом веке этот феномен европейского искусства был оценен по достоинству. Сейчас, если и можно в чем упрекнуть эти произведения, то точно не в том, что они кажутся старомодными, напротив, трудно подобрать для малых голландцев более подходящий антураж, чем современный быт и нынешняя действительность.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080520/46340/
10 мая ’2020 13:10
БЛАГОДАРЮ!!!
|