Об этом самоотверженном человеке в свое время писала местная и центральная пресса. К нему в дом шли люди - знакомые и незнакомые, им было интересно не только взглянуть на работы художника. Многие шли к парализованному человеку за советом. Разуверившиеся и запутавшиеся в себе, несостоявшиеся поэты, художники, писатели... Они буквально излечивали свои души и вдохновлялись после бесед с художником - больным телом, но невероятно здоровым духом.
Друзьями Геннадия Григорьевича были многие советские космонавты, ученые, художники, писатели, журналисты. Он получал тысячи писем от незнакомых людей. Все они выражали слова восхищения мужеством и талантом живописца.
Геннадий Голобоков родился в 1935 году в поселке Малая Быковка Саратовской области. Еще 5-летним мальчишкой он любил залезать на крышу своего дома и подолгу вглядываться в небесную синеву. Он был одним из многих деревенских сорванцов, которые ничем особым не отличались друг от друга. Но лишь в школе постепенно стала проявляться его любознательная натура, талант к творчеству и способность мечтать. Он часто захаживал в школьную библиотеку, где с упоением рассматривал журналы «Техника-Молодежи», читал интересующие его статьи, а также очень любил фантастику и книги по астрономии. В старших классах Гена и вовсе заявил друзьям, что после окончания школы станет астрофизиком.
Правда, было у парня еще одно занятие, которое увлекало его почти также, как и звезды. Он очень любил рисовать. Как только ему в руки попадал клочок чистой бумаги, он тут же становился для Гены неким полем для неуемной фантазии. А также он занимался резьбой по дереву, лепил из глины фигурки русских богатырей. Зная пристрастия ученика Голобокова, учителя часто его привлекали для участия в различных конкурсах рисунка и прикладного творчества. Нередко Гена за свои работы занимал призовые места, причем не только в районе, но и в области. А еще парнишка тайком от всех писал стихи и с нетерпением ждал выпускного класса, чтобы скорее приблизиться к своей мечте.
Но, за год до получения аттестата зрелости с парнем случилось несчастье, разрушившее все его планы. Кто тогда мог предположить, что судьба-злодейка уготовила ему страшное испытание? Как-то солнечным летним днем 1951 года Геннадий с ребятами отправился на реку - понырять, поплавать. Прыгнув с высокого крутого берега балаковской реки Линевки, юноша не рассчитал то ли траекторию прыжка, то ли глубину реки - и сильно ударился головой о песчаное дно.
Друзья, к счастью, быстро сориентировались и бросились в реку вслед за Геной. Вытащили его уже без сознания с переломом шейного отдела позвоночника. Скорая доставила пострадавшего в районную больницу, затем в областную. В итоге сложнейшую операцию сделали в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Казалось, врачи сделали невозможное, но конечный диагноз был вынесен, как приговор: полная неподвижность и паралич. При этом надежды на выздоровление - никакой.
В 16 лет нелепая случайность в один миг разделила жизнь юноши на «до» и «после». Геннадий, поняв, что ему уже никогда не подняться с постели, впал в страшное отчаяние. У него на такую жизнь просто не было ни сил, ни желания. Хотя именно ее - жизнь, врачи как раз таки и гарантировали, сказав, что при надлежащем уходе два-три десятка лет прожить с таким диагнозом он сможет. Но как?... Можете представить себе отчаяние парня, его внезапное одиночество, и гнетущую мысль, что теперь для него практически все стало недоступным и невозможным.
Однако, невзирая ни на что, 16-летнему Геннадию Голобокову ничего не оставалось, как жить. Примером для парализованного юноши стали герои советского времени, которые силой своего человеческого духа победили и болезнь, и немощь. Летчик Алексей Маресьев, летавший без ног, слепой парализованный писатель Николай Островский и множество других примеров. Одним словом, какова была тогда страна - таковы были и ее герои, и их идеалы. Действительно было с кого взять пример парню, оказавшемуся в беде.
На выручку Геннадию пришло детское увлечение рисованием. Однако прошел не один год, прежде чем он научился ограниченно двигать руками и пальцами. Ежедневные упорные занятия специально разработанной им гимнастики, многочасовые попытки нарисовать что-либо, упражнения в концентрации, чтение, работа над собой - все это предшествовало тому, как молодой человек взял в руки первый холст. Правда, первые работы были не очень удачными, но начинающий художник-самоучка, не отчаиваясь, продолжал и продолжал работать. Известно, что мускулы скорее крепнут у того, кто плывет против течения, а Геннадий яростно тренировал не только свои руки, но и мускулы своей души.
И уже через несколько лет мать грунтовала для него метровые холсты, натянутые на подрамники, которые он ставил себе на грудь, и лежа начинал писать, зажав кисть между судорожно сжатых пальцев, которые оставались практически неподвижными. Поистине, невероятно мучительным было для него постижение художественного ремесла. Иногда Геннадий мелкие детали прописывал, зажав кисть зубами. Дотянуться до середины полотна было практически невозможно, поэтому заканчивал картину в перевернутом положении. Со временем он научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: "Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой". И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок по силе духа: "Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег".
Добившись довольно неплохих результатов в живописи, Геннадий решил поступать в Московский заочный университет искусств. Но, на его запрос из приемной комиссии пришел ответ: для абитуриентов необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, причем для всех без исключения. Тогда Голобоков отсылает письмо и несколько своих работ вице-президенту Академии художеств СССР с просьбой войти в его положение. После ходатайства академика начинающий художник был зачислен в вуз.
В 1958 году Геннадий заочно окончил живописное отделение университета искусств и начал участвовать во всесоюзных конкурсах самодеятельных художников, при этом соперничая с совершенно здоровыми участниками. Так прошло 10 лет, и в 1967 году парализованный художник становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Причем никто из членов жюри и не подозревал о его недуге. Геннадий никогда не афишировал своей биографии, так как не хотел никаких скидок на свою болезнь. С каждым годом талант раскрывался все больше и глубже, а спустя 7 лет, в 1974-м, к нему пришло всесоюзное и всемирное признание. И здоровым людям трудно было даже представить себе, какой ценой досталась ему эта слава.
Картины Геннадия Голобокова экспонировались на выставках научно – фантастической живописи в Москве и еще 20 городах СССР, а также они побывали в столицах всех социалистических стран, в том числе на Мадагаскаре и Лаосе. А еще две работы художника с того далекого времени находятся в центре авиации и космонавтики в Хьюстоне в США.
Шли годы, и тяжелые приступы все чаще стали одолевать Геннадия. Он предвидел неизбежное и работал всегда на пределе своих сил, не давая себе отдыха, чтобы как можно больше всего успеть. Каждый его день был невероятно занят: после утренней спецзарядки для рук, несколько часов занимался живописью, много читал. Часто в их дом шли люди посмотреть на его новую картину, а то и просто в глаза необыкновенного человека. Или же просто поговорить об искусстве, о смысле жизни. А после всего, уже далеко за полночь, Геннадий брал тетрадь и работал над очередным своим стихотворением...
Вот одно из них - небольшое, но очень емкое, с глубоким философским смыслом:
Плюс и минус.
Два вечных полюса.
Два всего лишь –
Почти пустяк.
Но из них вырастают,
Борются
Ложь и истина,
Свет и мрак.
Ликование,
Страха гиканье,
Злая ненависть
И, как бой,
Обнимающая Вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус –
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа, и сердце –
Абсолютная пустота.
Май 1978 года оказался для Геннадия Голобокова последним. Художник внезапно умер в самом расцвете своего таланта практически с кистью в руке.
Творческий свой путь Геннадий Голобоков начинал с работ, посвященных прошлому и настоящему своей страны. Почти с каждого его произведения на зрителя смотрел молодой, счастливый и сильный человек-созидатель новой жизни. Но со временем художник начал рисовать неизведанное будущее, буквально пропитанное нотками научной фантастики. Именно в этой тематике полностью раскрылись творческие способности мастера.
А все началось с футуристического журнала - «Техника-Молодежи», который он читал с юных лет и благодаря которому, он полюбил астрономию. А позже, когда Геннадий стал художником, издательство поддерживало его и публиковало на страницах своего журнала о нем статьи и репродукции картин.
Теперь с картин Голобокова на зрителя уже смотрел человек будущего, сильный и умный, вооруженный знаниями. Взять хотя бы картину «Сеятель», на которой раскаленная, растрескавшаяся земля уходит далеко за горизонт. Крупным планом изображен космонавт, разбрасывающий семена. И, как видим, вслед за ним уже зеленеют первые всходы. И почему-то сразу появляется надежда, что необжитая, умирающая планета станет, прекрасной и плодородной.
Или же другое полотно – «Памятник», на котором зритель видит, как посланец Земли из каменной глыбы высекает бюст Циолковского. Рядом женщина с младенцем на руках... И на эту мертвую планету пришла наконец-то жизнь.
Его полотна также рассказывают о достижениях ученых. Мы видим и сейчас актуальные для нас сегодня темы, к примеру, клонированный мамонт («НИИ генетики»), пробуждение астронавтов от криосна («Выход из анабиоза»).
Строгая графика, яркая локальная цветовая гамма, в которую художник закладывал глубокий символический смысл делали живопись Голобокова декоративной. В его работах мы не видим фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Голобоков первым среди художников-фантастов попытался представить и раскрыть психологический облик человека будущего. Герои Голобокова – красивые, мужественные люди с ясной целью. Они черпают силы у Земли, и подпитываются ее мощной энергетикой. Геннадий мечтал о таком совершенном человеке, для которого уже не будет преград ни его замыслам, ни делам.
В 1973 г. на Международной выставке научно-фантастической живописи "Космос завтрашнего дня" жюри под председательством космонавта-художника А.Леонова присудило молодому художнику Геннадию Голобкову диплом I степени. Вплоть до самой своей смерти художник одно за другим получал первые места в конкурсах: "Мир завтрашнего дня", "Сибирь завтра", "Время - Пространство - Человек".
Потоком шли восхищенные отзывы посетителей, космонавтов, ученых, художников, тысяч простых людей. Писали хвалебные статьи газеты и журналы. Член Союза художников СССР, летчик-космонавт А. Леонов дал такую оценку творчеству Геннадия Голобокова: «Его картины на космическую тему, жизнеутверждающие, отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются, на мой взгляд, заметным явлением в новом, «космическом», направлении изобразительного искусства».
Истинный талант парализованного художника оказался несломленным, он помогал и ему жить и побеждать все трудности.