Книга вышла в свет под авторством Антония Погорельского. Под этим псевдонимом скрывался Алексей Перовский, старший внебрачный сын графа Алексея Разумовского. Несмотря на сомнительное происхождение, молодой человек воспитывался в доме отца и получил прекрасное образование: в 1807-м он защитил степень доктора философских и словесных наук в Московском университете. В те годы увлечением Алексея были естественные науки. Молодой человек восхищался системой классификации Карла Линнея, и первые его сочинения были посвящены ботанике.
В 20 лет юноша перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Карамзина и благодаря этому вошел в близкое окружение именитого автора, познакомился с Петром Вяземским и Василием Жуковским. Позднее, кстати, судьба сведет его и с Пушкиным, который будет восхищаться фантастическими повестями своего приятеля.
В 1812 году Перовский, не послушав отца, ушел на фронт в казачий полк. Он участвовал во многих сражениях и заслужил себе славу настоящего храбреца. После войны, оставшись на несколько лет в Дрездене, Перовский увлекся немецким романтизмом. До сих пор этого автора, создавшего не так уж и много произведений, называют русским Гофманом.
В 1820-х годах Перовский начинает заниматься воспитанием и образованием своего племянника Алексея Константиновича Толстого. Именно для будущего писателя (не путать с Алексеем Николаевичем Толстым!) Перовский и написал поучительную и немного мрачную повесть о злоключениях мальчика Алеши, который хотел добиться успеха не честным трудом, а с помощью волшебства. Считается, что история эта во многом автобиографична, ведь маленький Алеша Перовский имел опыт нахождения в частном пансионе.
«Черная курица» была произведением, уникальным для своего времени. Фантастическая история впервые обращалась к внутреннему миру ребенка, рассказывала подробно, как противодействие соблазнам и испытания воспитывают душу. Сегодня некоторые исследователи находят в повести Погорельского и более глубокий контекст, считая ее на самом деле рассказом о масонах в России.
Известно, что отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был влиятельным масоном, в разные годы состоявшим членом мастерских Петербурга и Москвы. Однако, судя по всему, он противодействовал своему сыну, стремящемуся попасть в тайное общество. Причиной мог быть неудачный опыт законного сына Константина, который «за границей помешался на иллюминатах», либо тот факт, что масонство в России в 1822 году было строжайше запрещено указом Александра I. Николай I в 1826 году подтвердил этот решение и начал бдительно следить за подозрительными вольными каменщиками.
Однако Алексей Перовский все-таки стал членом нескольких лож (правда не тех, в которых состоял его отец): современный историк российского масонства А. Серков отмечает его принадлежность к ложам Москвы (Ложа Благополучия), Петербурга (Ложа Елизаветы к добродетели) и Дрездена (Ложа трех мечей). Писатель был мастером мистификаций и часто в кругу друзей шутил по поводу принадлежности к тайным организациям.
В своей удивительной сказке, как считают некоторые исследователи, Погорельский создал настоящее двойное дно, заложил второй пласт информации, понятный только избранным. Так, например, важным моментом является то, что время действия повести перенесено за сорок лет назад, в эпоху царствования Екатерины II и в момент начала Великой Французской революции. Согласно одной из распространенных теорий, она была почти полностью подготовлена франкмасонами.
Если придерживаться такого взгляда, то сообщество подземных жителей, вынужденно покинувших свет, напоминает масонство, запрещенное в России за семь лет до выхода книги:
«Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого втайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны».
По мнению сторонников масонской версии «Черной курицы», автор неслучайно помещает действие в Санкт-Петербург – центр российского масонства, и многократно подчеркивает в тексте, что за последние годы с городом произошли важные перемены: в то время и Петербург «далеко еще не был таким, как теперь»: «…одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний», «…я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века…» и т. д.
Но главное в сказке – это испытания, через которые проходит главный герой. Он должен посетить мир, скрытый от посторонних глаз, и выдержать обет молчания. У него есть покровитель, который поручается за него и в дальнейшем несет кару за ошибку мальчика. По мнению многих исследователей, все это очень напоминает масонский обряд инициации. Главные добродетели, которым на собственном печальном примере приходится научиться Алеше – это честность, скромность и трудолюбие. Возможно, что эти заповеди и являются масонскими, но они в любом случае помогают детям на нелегком пути взросления, и благодаря прекрасной старинной сказке каждый раз оживают заново.