Зарегистрировано — 123 605Зрителей: 66 668
Авторов: 56 937
On-line — 23 188Зрителей: 4605
Авторов: 18583
Загружено работ — 2 127 334
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему в Европе пытались запретить вальс, и Что оказалось сильнее запретов
Вальсы, которые звучат в день свадьбы, в день Победы, во время выпускного бала - нечто особенно трогательное и волнующее, а уж во время самого танца невозможно оставаться равнодушным. Потому и сохранился, несмотря на противостояние чопорной аристократии и недовольству правителей, да не просто сохранился – стал главным и любимейшим танцем на балах.
Неприличный провинциальный танец
Вальс – парный танец, исполняется в закрытой позиции, то есть партнеры танцуют лицом друг к другу, правая рука женщины и левая рука мужчины соединены, его правая рука лежит на ее талии. Традиционный размер вальса – три четверти, хотя за века его истории были и другие варианты: 3/8, 6/8, 5/4.
Традиционно родиной вальса считается Германия или Австрия, но это лишь условность – на самом деле истоки этого танца можно отыскать во многих европейских странах. Действительно, был когда-то довольно похожий на вальс австрийский лендлер, парный танец, очень популярный в провинции. Темп лендлера был довольно медленным, партнер кружил даму, иногда чуть приподнимая ее.
Похожие танцы существовали и у других народов. В чешских деревнях танцевали «матеник» и «фуриант», а еще существовал французский «вольт», вариация итальянского «ла вольта» - этот танец возник в XVI веке и довольно скоро распространился по всей Франции. Во время кружения даму поднимали в воздух и даже слегка подбрасывали – так, чтобы на короткое время тяжелые юбки приоткрывали ноги.
Вольт очень полюбился и французским аристократам, но в правление Людовика XIII этот танец был запрещен – так истинный правитель государства, кардинал Ришелье, боролся с распущенностью нравов при дворе.
Опала на деревенские танцы, которые часто действительно попирали существовавшие нормы благопристойного общения мужчины и женщины, продолжалась еще несколько веков. Крестьян не ограничивали, а вот в гостиные дворян подобные развлечения не допускались. Аристократы прошлого были приучены танцевать чинные менуэты, в которых было принято соприкасаться лишь одной рукой, находясь на отдалении друг от друга.
Вальс в более привычном для нас виде появился в XVII веке. Он подразумевал очень тесный контакт танцующих – мужчина обнимал даму, лица партнеров находились друг напротив друга. Прибавим сюда и тот факт, что бальная мода той эпохи предполагала открытые женские платья. Молодежи новый танец приглянулся, но приходилось противостоять общественному мнению.
А оно сходилось на том, что вальс развратен, циничен, аморален, его движения называли «безумством». Подобные взгляды разделяли приверженцы строгих правил светского воспитания по всей Европе. Но в то же время вальс магически воздействовал на танцоров – и поэтому сохранился. Порой владельцы дворянских домов сбегали на балы прислуги, чтобы немного повальсировать.
Непринятие вальса, как ни странно, приводило еще и к тому, что в европейских столицах стали появляться специальные заведения, где можно было потанцевать. Одним из первых стал клуб Карлайл-Хаус, открытый в Лондоне оперной певицей Терезой Корнелис, дом, где устраивались роскошные банкеты и балы. Произошло это в 1760 году. А к восьмидесятым годам XVIII века вальс уже считался модным европейским танцем. Правда, викторианская Англия все еще косо смотрела на любителей вальсировать, существовало даже правило, что вальс – лишь для замужних дам, девицам он не годился.
Как вальс был запрещен в России и почему это не сработало
Был известен вальс и в Российской империи – но ненадолго все же попал в опалу. Произошло это в правление Павла I, который, по легенде, однажды поскользнулся и упал во время танца. В 1799 году был издан указ, запрещавший «употребление пляски, вальсеном именуемой». Распоряжение императора пусть и отдавало некоторым самодурством, как и введенные им же ранее запреты на фраки, круглые шляпы и башмаки с лентами, но все же отражало восприятие вальса глазами уважаемых дворян той эпохи. Этот танец еще несколько десятилетий будет восприниматься как излишне вольный.
Но все же запрет тот действовал совсем недолго. Дело в том, что у Павла Петровича появилась фаворитка, Анна Петровна Лопухина, а эта дама чрезвычайно любила балы, танцы и вальс в их числе. Формально этот танец так и оставался запрещенным, по факту же никто не мог остановить его растущее влияние на умы и сердца молодых дворян.
Вообще следует признать, что именно светские дамы, любившие танцевать, ввели моду на вальс и отстояли танец. В Британии, например, на фоне общего скептицизма «амбассадором» вальса стала жена русского посла Дороти Ливен, в девичестве фон Бенкендорф.
Столицей вальса в 80-х годах XVIII века стала Вена. И именно венский вальс вдохновлял композиторов на создание выдающихся музыкальных произведений. В XIX веке свои великие творения «в темпе вальса» писали Иоганн Штраус-старший и Иоганн Штраус-младший, Фредерик Шопен, Петр Чайковский. А одним из первых в России вальс написал Александр Грибоедов, автор «Горя от ума». В 1824 году он сочинил Вальс № 2 ми минор.
Русский и военный вальс
В разных уголках мира исполняют свой вальс. В американском много импровизируют, пара часто «разделяется», используются разные поддержки. Испанский включает характерные для танцев этого народа движения рук, что делает этот вальс похожим на сарабанду.
В Российской империи вальс набирал популярность постепенно, но к началу XX века его танцевали все представители аристократических кругов. Учебные заведения для офицеров в обязательном порядке обучали воспитанников искусству танцевать вальс. После революции этот танец оставался одним из самых любимых в Советском Союзе.
В то время как западный мир экспериментировал с джазом и прочими музыкально-танцевальными новинками, в СССР оставались верны дореволюционной классике. Вальс был уже не просто танцем, для него писали стихи, его пели и слушали. Самыми, пожалуй, трогательными музыкальными композициями военных лет стали именно вальсы.
Трудно представить себе, чтобы кого-то на постсоветском пространстве оставляли равнодушными вальсы «В лесу прифронтовом», «Случайный вальс», «На сопках Манчжурии». Все они были созданы в военное время, «На сопках Манчжурии» – в 1906 году, когда Россия воевала с Японией. А к песне-вальсу «Синенький скромный платочек» в исполнении Клавдии Шульженко было создано два варианта текста. Сейчас известен именно второй, тот, который однажды в 1942 году принес певице молодой лейтенант, перед концертом для фронтовиков.