В народе самой ценной считали непочатую воду, которую собирали перед важными праздниками — накануне Рождества, Сретения, Великого четверга или пятницы, дня на Ивана Купалу. Название воде давалось в соответствии с датой, например, рождественская или сретенская, четверговая или купальская. Если необходимость в магической воде была очень сильной, можно было ходить за ней в любой удобный день недели, но наиболее благоприятной считалась ночь на четверг. Находили целебную воду в колодцах, реках, ручьях родниках.
Чтобы усилить волшебную силу, люди старались использовать несколько источников (три, семь, а лучше девять), после чего водичка перемешивалась. После того как жидкость была набрана, следовало поблагодарить водоём. Для этого брали лоскутки, одежду, отрезы ткани и вешали на ветви деревьев около ручья, озера, родника, давших волшебную воду.
Для того чтобы непочатая вода не потеряла свою волшебную силу, недостаточно было идти за ней до восхода солнца — следовало соблюдать строгие правила. Запрещалось завтракать и разговаривать. Даже если кто-то попадался навстречу, здороваться не рекомендовалось. Для зачерпывания воды нужно было использовать новый сосуд. Брали ведра или кувшины, но только не чугунные. Зачерпывать следовало точным движением и только один раз, подливать и отливать из ёмкости воду было нельзя.
Если жидкость набиралась из колодца, то ведро при зачёрпывании должно было двигаться в направлении против солнца. Если же за водой приходили на реку, то движение черпания проводилось против течения. Идти домой с драгоценной добычей следовало молча, назад оглядываться запрещалось. Когда водичку приносили в избу, трогать её без особой необходимости не следовало.
Непочатая вода считалась хорошим средством при профилактике и лечении болезней, особенно детских. Если ребёнок хворал, следовал напоить его целебный водичкой, омыть ею тело и лицо, а остатки слить на улице под дерево. Чтобы выздоровление было полным, нужно было повторять такую манипуляцию не менее 40 дней. Чтобы придать дополнительную силу воде, в неё клали зёрна, серебряные монетки, угольки из русской печи. Считалось, что емкость для непочатой воды, которая будет использоваться для лечения ребёнка, не должна быть чёрного цвета.
К волшебной жидкости можно было добавлять освяфщённую во время Крещения воду, а также подогревать для комфортного использования. Чтобы маленький мальчик вырос сильным и здоровым мужчиной, воду грели в горшке, а чтобы маленькая девочка выросла стройной и красивой, брали кувшин. Не только детей лечили с помощью целебной влаги. Взрослые умывались и пили ее, когда заболевали. Чтобы у только что родившей мамочки не пропадало молоко, она должна была выпить непочатый воды и искупаться в ней. Перед применением жидкость рекомендовалось заговорить, для этого существовали специальные «шептания».
На Руси верили, что с помощью непочатой воды можно защитить огород, домашний скот, дома и ульи. Её использовали для окропления. Во время строительства дома брали сосуд с волшебной водой и вкладывали в один из углов фундамента. Это защищало избу от нечисти. Для того чтобы жить богато, а это в первую очередь зависело от хороших урожаев, ёмкости с водичкой следовало зарыть в землю в огороде, на поле, в саду. Использовали целебную влагу для снятия сглаза и порчи: проводили особые ритуалы. До того, как взойдет солнце, в воду клали уголь, возникший после сжигания боярышника, крапивы или шиповника.
После этого в дверном проеме ставили опрокинутое ведро, на него выливали воду, а человеку надлежало внимательно всматриваться в донышко. В этом случае он мог рассмотреть в мокром ведре того, кто наслал порчу или сглаз. Остаток воды после ритуала выливали в миску, а оттуда за пазуху жертве злых сил. Но перед этим ему нужно было проглотить немного водички.
Непочатая вода иногда брали для замешивания теста при обрядовой выпечке. Некоторые исследователи считают, что такую традицию на Руси переняли у болгар. Крестьянки готовили закваску для хлеба на целебной воде, которую нужно было принести до появления на небе солнца, причём брать её следовало обязательно в нескольких источниках. В Болгарии, например, за непочатой водой, которая называлась «цветната», ходили исключительно юноши и девушки, имеющие здоровых родителей (отца и мать). На Руси волшебную воду применяли при выпекании караваев, например, на Юрьев день, которые потом раздавали близким людям и родным с пожеланиями крепчайшего здоровья и материального благополучия.