Упоминание о глашатаях исследователи нашли в Лаврентьевской летописи. Там говорится о том, что они были «посланы по полкам». Сделал это князь Владимир, чтобы найти добровольцев для поединка с богатырем печенежским. А еще раньше, в далеком 1148 году, Изяслав Мстиславович использовали глашатаев для того, чтобы пригласить новгородскую знать на пир.
Работали бирючи и при царях. Они были своеобразным «телефоном» между народом и правителем. Глашатаи выходили на людное место и громко выкрикивали последние новости. Это могла быть информация о розыске беглых преступников, наборе на войну, о том, что запрещены медные деньги и даже об установке капканов.
Чтобы стать бирючем, недостаточно было одного желания. Следовало знать грамоту: глашатай зачитывал царский указ, и делать это следовало внятно, громко, без запинки. При этом в случае возникновения вопросов нужно было уметь доходчиво объяснить людям, о чем идет речь. Робкий мужчина, имеющий слабый голос, заикающийся или с дефектами дикции рассчитывать на такую должность не мог. Как бы сказали сейчас, вакансия на государевой службе для него была закрыта навсегда.
Воеводы и наместники так же нанимали бирючей, порой несколько, причем требования были такими же строгими. Что касается статуса, то он был таким же, как у тюремщиков и палачей. Бирючам неплохо платили. Со стороны попасть на такую работу было непросто даже тем, у кого был громкий голос и разборчивая речь: обычно нанимали проверенных людей, высоко оценивая верность
Прибегали к услугам глашатаев и церковнослужители. Они желали повысить охват населения и донести Слово Божье, а проповедей было недостаточно. Тут возникало еще одно требование: следовало не только бегло читать, но и знать Закон Божий. Бирюч должен был иметь незапятнанную репутацию, в ином случае поучать и наставлять прихожан он не имел права. Через некоторое время, на Стоглавом Соборе 1551 года глашатаев приравняли к несерьезным людям, скоморохам, обманщикам и мошенникам. Считалось, что они могут начать «петь, скакать, да пети сотонинские песни».
Были и вольнонаемные глашатаи, то есть те, которые не состояли на государственной и церковной службе. Их приглашали на ярмарки предприимчивые лавочники и купцы. Звали таких бирючей зазывалами, и выбирали для работы ловких, сообразительных и пронырливых работников. От профессионализма зазывалы зависел доход торговца. Глашатай должен был разбираться в человеческой психологии и рекламировать товар так, чтобы покупатель обязательно обращал на него внимание. Использовались музыкальные инструменты, а речь зазывал изобиловала прибаутками.
На ярмарках использовали рекламные картинки, но без зазывалы они особо не интересовали посетителей. Существовала забава «раек», то есть народный театр, состоящий из ящика с увеличительными стёклами впереди, внутри которого меняются картинки. Когда работал зазывала, желающих посмотреть на изображения было больше. Рисунки могли быть не только развлекательными, но и сообщали свежие новости, освещали важные политические события.
Чтобы глашатая было хорошо видно, его облачали в яркий (обычно красный) кафтан и выдавали жезл с колокольчиками. Не меньшее значение имела внешность. Преимущества имели высокие, представительные, широкоплечие глашатаи, которые выглядели ухоженно, опрятно. Никаких крошек в нечесаной бороде!
Историки утверждают, что профессия бирючей стала формироваться еще во времена язычества. В то время за распространение информации отвечали калики перехожие, из которых и «выросли» в дальнейшем глашатаи. Чтобы работать с отдачей, требовалась недюжинная физическая сила, выносливость, потому что калики покрывали огромные расстояния.
Важна была и такая черта как коммуникабельными, способность расположить к себе народ. Чтобы привлечь аудиторию, использовались не только жезлы с колокольчиками, но и музыкальные инструменты (гусли). Артистичность помогала удержать внимание населения.
Такое качество как физическая крепость и выносливость позднее ценилась и у государевых людей. Они ведь могли пропадать на работе неделями, а то и месяцами, обходя территории, питаясь кое-как и, не имея возможности отдохнуть как следует.
Владение информацией всегда предполагает опасность. Бывали случаи, что глашатаев похищали, их могли продать или убить, заставить зачитывать состряпанный мошенником указ и доказывать населению, что это правда. Чтобы этого не происходило, нужна была не только физическая сила, но и стойкость духа — противостоять подкупу порой нелегко, особенно когда предлагается немалый куш. Глашатаи должны были уметь драться и владеть оружием, чтобы обеспечить свою безопасность. Бывали так называемые «войны бирючей». К примеру, в Смутные времена у Лжедмитрия было целое войско глашатаев, которые ежедневно вступали в вооруженные конфликты с княжескими и боярскими бирючами.
Рупор будет свободен через:
17 мин. 21 сек.