Зарегистрировано — 123 604Зрителей: 66 667
Авторов: 56 937
On-line — 6 931Зрителей: 1341
Авторов: 5590
Загружено работ — 2 127 380
«Неизвестный Гений»
Новости
Как в результате ошибки появился редчайший «китайский» фарфор семьи Медичи
В 1574 году семья Медичи попыталась воспроизвести китайский фарфор. Хотя эта попытка была неудачной, она привела к созданию одного из самых редких видов керамики, когда-либо сделанных за всю историю человечества. Китайский фарфор издавна считался великим сокровищем. С конца XIII века он стал появляться при дворах Европы по мере расширения торговых путей. Ко второй половине XV века китайский фарфор был в изобилии в портах Турции, Египта и Испании. Португальцы начали систематически импортировать его в XVI веке после основания поста в Макао. Из-за ценности китайского фарфора возникло желание его тиражировать. Наконец, в последней четверти XVI века, фабрики Медичи во Флоренции произвели первый европейский фарфор мягкой пасты, ставший совершенно новым творением семьи Медичи.
1. История и импорт китайского фарфора
Фарфор был сделан в Китае примерно в VII веке и производился с очень специфическими ингредиентами и мерами, в результате чего мы теперь называем фарфор твёрдой пастой. Итальянскому исследователю Марко Поло (1254-1324) приписывают доставку китайского фарфора в Европу в конце XIII века.
Для неискушённых европейцев твёрдый фарфор был прекрасным творением, красиво и ярко украшенный, чистая белая керамика (часто называемая белой слоновой костью или молочно-белой), гладкая и безупречная поверхность, твёрдая на ощупь, но при этом хрупкая. Некоторые верили, что он обладает мистической силой. Этот необыкновенный товар с удовольствием приобретался королевскими особами и богатыми коллекционерами.
Династия Мин (1365-1644) произвела отличительный бело-голубой фарфор, известный сегодня энтузиастам.
Основными компонентами твёрдого китайского фарфора являются каолин и петунце (которые дают чистый белый цвет), а изделия окрашиваются под прозрачную глазурь с оксидом кобальта, который даёт насыщенный синий цвет после обжига при температуре 1290° C. К XVI веку узоры на китайском твёрдом фарфоре включали разноцветные сцены с использованием дополнительных цветов - вездесущего синего, а также красного, жёлтого и зелёного. Рисунки изображали стилизованные цветы, виноград, волны, цветы лотоса, виноградную лозу, тростник, фруктовые кусты, деревья, животных, пейзажи и мифических существ. Наиболее известным дизайном эпохи Мин является сине-белая схема, которая доминировала в китайских керамических работах с начала XIV века и до конца 1700-х годов. Типичные сосуды, производимые в Китае, включают вазы, чаши, кувшины, чашки, тарелки и различные предметы искусства, такие как кисточки, чернильные камни, коробки с крышками и курильницы.
В это время Италия переживала Ренессанс. Живопись, скульптура и декоративное искусство были завоеваны итальянскими художниками. Мастера и художники Италии (и Европы) с энтузиазмом восприняли дальневосточные образцы, которые уже более века распространялись по континенту. Они были вдохновлены восточными художественными практиками и произведениями, последние из которых можно увидеть во многих картинах эпохи Возрождения. После 1530 года китайские мотивы часто встречались в майолике, итальянской оловянной глазурованной фаянсовой посуде, которая демонстрировала разнообразные орнаменты. Кроме того, многие произведения майолики были оформлены в стиле историато, позаимствованный в дальневосточной культуре, который повествует через визуальные эффекты.
Стремление воспроизвести китайский фарфор предшествовало Франческо де Медичи. В своём издании «Жизнеописания самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» 1568 года Джорджо Вазари сообщает, что Бернардо Буонталенти (1531-1608) пытался разгадать тайны китайского фарфора, однако никаких документов, подтверждающих его открытия, нет. Буонталенти, художник-постановщик, архитектор, театральный художник, военный инженер и художник, всю свою жизнь работал на семью Медичи. Но как он повлиял на создание фарфора Медичи, неизвестно.
2. Появление фарфора семьи Медичи
К середине XVI века семья Медичи, великие покровители искусства и известные во Флоренции с XIII по XVII века, политически, социально и экономически владели сотнями предметов китайского фарфора. Есть записи о том, как египетский султан Мамлюк подарил этому семейству экзотических животных и несколько фарфоровых сосудов, равных которым не было в 1487 году.
Герцог Франческо Медичи, как известно, интересовался алхимией и, как полагают, уже экспериментировал с фарфором в течение нескольких лет до открытия своих фабрик в 1574 году. Интересы Медичи заставили его посвятить много часов изучению в своей частной лаборатории или студиоло, в Палаццо Веккьо, где хранились его диковинки и коллекция предметов, что давало ему уединение для созерцания и изучения алхимических идей.
Располагая достаточными ресурсами для воссоздания китайского твёрдого фарфора, Франческо в 1574 году основал во Флоренции две керамические фабрики - одну в садах Боболи, а другую в казино Сан-Марко. Фарфоровое предприятие было не ради прибыли – его честолюбие состояло в том, чтобы воспроизвести изысканный, высоко ценимый китайский фарфор, чтобы сохранить свою собственную коллекцию и подарить тому, к кому пылал симпатией и уважение (есть предположения о том, что Франческо подарил её Филиппу II, испанскому правителю).
В отчёте венецианского посла во Флоренции Андреа Гуссони, датированном 1575 годом, упоминается, что он (Франческо) придумал метод производства китайского фарфора после десяти лет исследований (что подтверждает сообщения о том, что Франческо исследовал методы производства до того, как открыл заводы).
Но то, что Франческо и его нанятые ремесленники на самом деле изобрели, было не твёрдым китайским фарфором, а тем, что будет называться фарфором мягкой пасты. Формула фарфора Медичи задокументирована и гласит: «белая глина из Виченцы, смешанная с белым песком и молотым горным хрусталём (пропорция 12:3), оловом и свинцовым флюсом». Используемая глазурь имеет в своём составе фосфат кальция, в результате чего образуется непрозрачный белый цвет. Надглазурное украшение было сделано в основном в оттенке синего (чтобы имитировать популярный азиатский стиль росписи в схожих оттенках), однако также используются марганцевый красный и жёлтый. Фарфор известного семейства обжигали тем же способом, что и в итальянской майолике. Затем была нанесена вторая низкотемпературная глазурь, содержащая свинец.
Полученные продукты демонстрировали экспериментальную природу, в которой они были произведены. Изделия могли быть желтоватого цвета, иногда беловатого или серого, и напоминали керамику. Получающиеся в результате оттенки надглазурных декоративных мотивов также варьируются от блестящих до тусклых (синий цвет варьировался от яркого кобальта до серого). На формы изготовленных изделий повлияли торговые пути эпохи, демонстрирующие китайский, османский и европейский вкусы, включая тазы и кувшины, тарелки, вплоть до самых маленьких кружек. Предметы демонстрировали слегка искривлённые формы и были толще, чем твёрдый фарфор.
Даже учитывая далеко не идеальные результаты усилий Медичи, то, что производили фабрики, было экстраординарным. Фарфор из мягкой пасты семьи Медичи был совершенно уникальным продуктом и отражал утончённые художественные способности. Изделия были огромным достижением в техническом и химическом отношении, сделанные из фирменной формулы ингредиентов Медичи и различных температур.
Декоративные мотивы, встречающиеся на изделиях семьи Медичи, представляют собой смесь стилей. В то время отчётливо видная китайская сине-белая стилизация (в изобилии видны различные ветви, цветущие цветы, лиственные виноградные лозы), изделия также выражают признательность и турецкой керамике Изника (сочетание традиционных османских арабесковых узоров с китайскими элементами, демонстрирующими спиралевидные свитки, геометрические мотивы, розетки и цветы лотоса, составленные в основном в голубых тонах, но позже включающие пастельные оттенки зелёного и фиолетового).
Также наблюдаются обычные визуальные эффекты эпохи Возрождения, включая классически одетые фигуры, гротески, извилистую листву и изящно нанесённые цветочные композиции.
Большинство сохранившихся фрагментов отмечены подписью семьи Медичи – на большинстве изображён знаменитый купол Санта-Мария-дель-Фьоре, флорентийского собора, с буквой F ниже (скорее всего, относящейся к Флоренции или, что менее вероятно, к Франческо). На некоторых фигурах изображены шесть шаров (palle) герба Медичи, инициалы имени и титула Франческо или и то, и другое. Эти знаки свидетельствуют о том, как Франческо гордился фарфором Медичи.
3. Закат производства
Стремление Франческо де Медичи к тиражированию китайского фарфора привело к тому, что он создал нечто новое, а главное, произведённое в Европе. Фарфор Медичи очаровал тех, кто его видел, и как изобретение семьи, по своей сути воплощал и представлял огромную ценность.
Однако срок службы фабрик Медичи был недолгим с 1573 по 1613 год. Известно, что производство сократилось после смерти Франческо в 1587 году. В целом количество произведённых изделий неизвестно. После смерти Франческо опись его коллекций насчитывает около трёхсот десяти штук семейного фарфора, произведённого на собственных фабриках, однако это лишь малая часть из того, что было произведено в действительности.
Поиски формулы китайского фарфора продолжались. Мягкая паста была произведена в Руане, Франция, в 1673 году и в Англии к концу XVII века. Фарфор, сравнимый с китайским вариантом, не производился до 1709 года, когда Иоганн Бёттгер из Саксонии открыл в Германии каолин и произвёл твёрдый прозрачный фарфор высокого качества.
Фарфор хранился в семье до XVIII века, когда в 1772 году аукцион во Флоренции распродал коллекцию. Сегодня существует около шестидесяти предметов фарфора от этого семейства, и все они, кроме четырнадцати, находятся в музейных коллекциях по всему миру.