Зарегистрировано — 123 588Зрителей: 66 656
Авторов: 56 932
On-line — 13 332Зрителей: 2601
Авторов: 10731
Загружено работ — 2 126 612
«Неизвестный Гений»
Новости
Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию: Мириам Хаскелл
Костюмы и украшения супруги 44-го президента США Мишель Обамы всегда становились предметом для обсуждений и споров, однако винтажные серьги бренда Miriam Haskell в свое время были признаны идеальным выбором. Сама же Мириам Хаскелл много лет назад стала путеводной звездой для многих женщин в ювелирном дизайне, раз и навсегда изменив представление о том, что создавать украшения – мужская работа.
Мириам Хаскелл была дизайнером бижутерии, однако бижутерии высочайшего качества – каждая созданная ею вещь могла бы быть названа произведением искусства. В 1920-е годы Хаскелл стояла у истоков появления стильных «костюмных украшений» из недрагоценных материалов.
Она родилась в 1899 году в еврейской семье, эмигрировавшей в США из России. Родители Мириам держали небольшой галантерейный магазинчик и смогли обеспечить дочери учебу в Чикагском университете.
В двадцать пять лет Мириам перебралась в Нью-Йорк – разумеется, в погоне за «американской мечтой». Кроме американской мечты, у нее было пятьсот долларов в кармане и… исключительный талант. Через пару лет ей удалось открыть собственное дело – производство и бутик располагались в здании старого отеля «МакАлпин». В том же году ее творческим и деловым партнером стал ювелир по имени Фрэнк Хесс.
Среди коллекционеров и историков моды существуют полярные мнения о роли Хесса в предприятии Мириам Хаскелл. С одной стороны, его участие в разработке украшений способствовало формированию более утонченного, изысканного стиля – сама Хаскелл, по-видимому, предпочитала вещи скорее броские и экстравагантные. Его ценные советы и рекомендации позволили бренду Miriam Haskell встать практически на один уровень с настоящими ювелирными домами, покорить сердца не только актрис, известных своей любовью к бижутерии, но и представительниц аристократии. С другой стороны, совместная работа Хесса и Хаскелл вкупе с отсутствием маркировки на их ранних украшениях вызывают много проблем с атрибуцией работ и определением авторства. Да и сами дизайнеры часто спорили, кто из них все-таки подлинный создатель той или иной вещицы… Как бы то ни было, именно Хесс держал предприятие на плаву много лет после скоропостижного завершения карьеры Мириам – впрочем, об этой печальной истории позже.
Дело Хаскелл не просто пережило Великую Депрессию, но и расцвело в эти тревожные годы. Именно марка Miriam Haskell стала одной из ведущих в американской модной индустрии в те годы, именно ей принадлежит первенство на рынке бижутерии 1930-х годов. Хаскелл отличалась большой смелостью в выборе материалов, была пионером использования пластика в украшениях. Пока ювелирные дома сокращали производство, разорялись и закрывались, новые бутики Miriam Haskell появлялись в самых престижных районах США – а затем колье с виноградными листьями и броши с муранским стеклом начали свое победное шествие по Европе. В числе поклонниц ее творчества были Джоан Кроуфорд (собравшая впечатляющую коллекцию бижутерии от Хаскелл), Глория Вандербилт, герцогиня Виндзорская…
Хаскелл очень щепетильно относилась к качеству материалов и технологиям производства. Все украшения создавались исключительно вручную. Вместе с Хессом она колесила по миру, разыскивая самый совершенный искусственный жемчуг (свой выбор она остановила, конечно же, на японском), самые чистые искусственные бриллианты и стразы (разумеется, австрийские). И, конечно, не обошлось без кристаллов Сваровски. Украшения Мириам Хаскелл были сложными, многоцветными и объемными. Ряды бус, ягоды и плоды, цветы и листья, шумерские и египетские мотивы, темная позолота и утонченные оттенки кристаллов…
Мириам Хаскелл запомнили как женщину, неравнодушную к чужим бедам – она занималась благотворительностью и волонтерством. В годы Второй мировой она щедро жертвовала средства на нужны фронта. Кроме того, в это время бренд прекратил выпуск украшений из металла, поскольку металл расходовался на военные нужды. В военный период Miriam Haskell неожиданно совершили прорыв, начав использовать в украшениях дерево и пластик, и, в отличие от многих своих конкурентов, остались на плаву.
Однако Вторая мировая война стала причиной ухода Мириам Хаскелл с модного олимпа.
Она никогда не отличалась крепким здоровьем – и всегда пристально за ним следила. После войны ее строгий подход к питанию и режиму стал почти фанатичным. Но это лишь отсрочило печальный финал – затянувшийся на тридцать лет. В 1950 году, понимая, что ее душевное и физическое состояние оставляет желать лучшего, Хаскелл оставила компанию. Некоторое время она жила с матерью, и с каждым годом признаки деменции у Мириам становились все очевиднее. В дальнейшем она жила у своего племянника и в доме престарелых в Цинциннати, где и умерла в возрасте восьмидесяти двух лет.
Еще в конце 1970-х семья Хаскелл занялась сортировкой архивов и обнаружила огромное количество великолепных рисованных рекламных плакатов и эскизов, ранее не представленных широкой публике. Все оригиналы и перепечатки рекламных плакатов Miriam Haskell были распроданы на аукционах – эти средства позволили семье оплатить услуги сиделки для Мириам в доме престарелых. Теперь эти графические работы – коллекционная ценность, за ними охотятся поклонники винтажной графики.
«Это был мужской мир. Дизайнеры были мужчинами. Владельцы компаний были мужчинами. Персонал был мужчинами. Продавцами были мужчины. Все были мужчинами» - так описывают историки моды рынок украшений тех лет. И Мириам Хаскелл оказалась в числе тех, кто проложил женщинам путь в модную индустрию наряду с Коко Шанель.
Несмотря на то, что бренд существует по сей день, особой ценностью обладают именно винтажные украшения Miriam Haskell – броши с гроздьями жемчужин, позолоченные лепестки, словно живые, ряды кораллов и россыпи сияющих кристаллов на поверхности кленовых листьев. Жены президентов и звезды Голливуда все еще выбирают Miriam Haskell – так, как это было в 1930-х.
Текст: Софья Егорова.