Замок Данскейт, неприступная крепость 12-го века, цепляется за склон холма изо всех сил, его разрушающиеся стены очерчивают ломаную линию на фоне неба. По другую сторону озера Лох-Айсхорт тёмные вершины гор Куиллин пересекают горизонт, как ряд смятых шляп ведьм, смешиваясь по пути с облаками. Нигде не видно ни души. Этот уголок шотландского острова Скай доступен лишь ветрам, треплющим длинную золотистую траву.
Понятно, почему легендарная Скатах выбрала именно это уединённое место, чтобы обосноваться. То, что в конечном итоге случилось с могущественной королевой воинов Скатах, остаётся до сих пор загадкой. Не было найдено никаких захоронений или гробниц. Это добавляет мифической воительнице ещё больше загадки и тайны. Средневековая легенда гласит, что Скатах вернётся, когда мир будет нуждаться в ней больше всего.
«На острове Скай сложно отделить мифологию от истории», - говорит местный гид Кьяран Стормонт. «Вполне вероятно, что была некая женщина по имени Скатах. Но насколько правда всё остальное? Мы просто не знаем».
Мистический остров в форме крыла ворона, простирающегося в Гебридское море у северо-западного побережья Шотландии, представляет собой подлинный театр. В нём веками разыгрывались драматические события, слагались легенды, подобные сказаниям о Скатах. Это очень подходящее место для рассказов о воинах и ведьмах. Все эти задумчивые горы, вересковые пустоши, спадающие водопады и покрытые голубыми озёрами берега как декорация к фэнтези-фильму. Кажется, что в любую минуту может появиться какой-нибудь единорог. Погода здесь царит столь же бурно-переменчивая и драматичная, как и окружающие пейзажи. Она меняется в мгновение ока, словно капризы богов. В конце концов остров не зря прозвали «Туманным».
«Кельтские народы обладают весьма богатым историческим наследием», - говорит Стормонт. «Возьмите фей - они веками использовались для объяснения странных вещей, которые люди не понимали, например болезней. Правда это или нет, но это был способ скрыть опасности этого мира». Кажется, что на Скае и легенды, и факты выглядят как фантастика.
В Duncan House, спрятанном от дороги в деревню Элгол, живёт мастер Гарт Дункан. Он изготавливает изысканные кельтские украшения: броши, гребни и кольца, украшенные замысловатыми извилистыми узорами. Дункан родом из США. Там он и начал заниматься серебряными изделиями. Гарт переехал на Скай два десятилетия назад. Он вернулся на свою историческую родину. «По отцовской линии у меня шотландское происхождение, - объясняет он, - хотя раньше меня это никогда не интересовало. Но потом я заинтересовался этим и понял, что хочу возродить древние традиции моего народа».
Гарт вместе со своим сыном занимается изготовлением традиционных кельтских украшений. У семейного подряда множество заказов со всего мира. Ассортимент товаров у Дунканов выглядит как мистическая сокровищница: доспехи, посохи, кольца, украшенные драгоценностями, ножи с ручками, вырезанными из морёного дуба возрастом 5000 лет. «Я не могу представить, чтобы быть где-нибудь ещё. Здесь есть всё о чём я только мог мечтать», - говорит Дункан.
На Скае поговаривают, что близ озера Лох-Коруиск есть ùruisg. Некий мифический получеловек-полукозел, приносящий несчастья. Сам вид озера просто завораживает и заставляет замереть в восхищении. Выглядит оно одновременно драматично и безмятежно - бесшумное тёмное зеркало, в котором грубые, голые пики Куйлина отражаются с почти цифровой чёткостью. Одинокие валуны обрамляют озеро, слабые крики морских орлов эхом разносятся по холмам. Это настолько атмосферно, что шотландский писатель сэр Вальтер Скотт почувствовал себя обязанным изложить это на бумаге в своем стихотворении 1814 года «Властелин островов». А вот поэт Теннисон не вдохновился здесь, написав: «Ничего привлекательного в этом бесконечно густом белом тумане».
Скотт Маккензи, местный егерь хорошо разбирается во всех легендах острова. Одетый в традиционную одежду горца и кепку охотника на оленей, он помогает присматривать за небольшим отелем в поместье и охранять близлежащую деревню в древнем лесу Слита. Маккензи управлял этими владениями больше десяти лет. Он знает очень много. Об острове он рассказывает: «Туризм полностью изменил ситуацию здесь. Всё больше и больше людей посещают Скай, чем когда-либо прежде. Жаль, что многие приезжают просто на день или два. Хотелось бы, чтобы люди оставались тут дольше и путешествовали медленнее. Здесь есть что посмотреть, хватит на неделю, а то и больше».
Скай - один из последних оставшихся оплотов гэльского языка в Шотландии. Его носителями на сегодня являются 60 000 человек. Хотя судьба традиционного языка неизвестна - число говорящих на нём сократилось на 30 процентов в период с 1981 по 2001 год. Тем не менее он невероятно глубоко запечатлелся в жизни и даже ландшафтах острова. На Скае гэльский повсюду: на дорожных знаках, в названиях гор и озёр.
В период, когда люди мечтают о большом мире за пределами своих квадратных метров, дикие острова Шотландии стали олицетворением этой мечты. Такое своего рода социально изолированное погружение в природу. При этом остров Скай совсем не бесплодная дикая местность, как некоторые могут счесть. Это прекрасное яркое место, которое постоянно развивается.
Рука времени очевидна здесь во всём. Прогуливаясь по Троттернишу, самому северному полуострову Скай — это особенно очевидно. По земле, как перелом вдоль кости, простирается Quiraing: каменистые останки массивных древних оползней. По сей день это одна из самых геологически активных частей Соединённого Королевства. Она постепенно разрушается под слоями вулканического базальта. Дороги вокруг нуждаются в ежегодном ремонте из-за постепенного оседания.
Повсюду на Троттернише есть следы первобытного прошлого. Тут можно встретить следы доисторических животных. Здесь находили останки динозавров возрастом 165 миллионов лет. Водопад Меалт бьёт с отвесной скалы в море. Может здесь край Земли?...
Самое интригующие скальное образование – это Старик Сторра. Эта поразительной формы гора, как здесь говорят, является останками погибшего гиганта. Тут невероятно тихо и одиноко. Кажется, что даже кружащие вокруг вороны не издают шума. Чуть далее Игла-Рок: одинокая башня из осыпающегося базальта, торчащая из земли. Отсюда иссохшие каменистые бока Старика вырисовываются, как стены собора, скрывая происходящее в тени. Природа вокруг захватывает дух. Где-то далеко вверху плывут по небу облака, пронизанные солнечными лучами. В этом месте Скай больше всего кажется лишь далёким мифическим воспоминанием...