Есть версия, что голубая роспись по белому фону – изобретение не китайских, а иракских мастеров. С другой стороны, развитие бело-голубой иракской керамики совпало с ростом импорта керамической продукции из Китая – поэтому, как в случае с порохом и бумагой, и здесь Китай имеет полное право претендовать на первенство. По крайней мере, уже в седьмом столетии нашей эры в Цзиндэчжене, где располагалось крупнейшее месторождение каолина, производили керамику. Интересно, что на вазах периода правления императора Чжэндэ обнаруживается арабская каллиграфия и характерный восточный орнамент ислими.
Хотя своего подлинного расцвета китайская бело-голубая керамика достигла в XIV веке, многие ее образцы попадали в Европу и ранее – влияние азиатской кобальтовой росписи по белоснежному фарфору обнаруживается в средневековой испанской и итальянской майолике. Все в том же XIV веке португальские купцы завезли бело-голубой китайский фарфор в Европу. Первый европейский фарфор во многом подражал вазам династии Мин. Бело-голубой фарфор Делфта, бело-голубой фарфор Копенгагена… И бело-голубые гжельские цветы, расцветающие на поверхности чашек и блюдец. В XIX веке, на волне российской моды на зарубежный фарфор, гжельские мастера пытались подражать китайским, мейсенским, делфтским и копенгагенским, наряду с цветной росписью используя бело-голубую. Но тот самый узнаваемый бело-голубой стиль гжельской росписи – почти современное изобретение. Он был разработан художницей Н.И. Бессарабовой в конце 40-х годов в сотрудничестве с искусствоведом А. Б. Салтыковым.
Вазы династии Мин обладали огромной ценностью для европейцев – тонкие, изящные, почти прозрачные... Секрет китайского фарфора не подлежал разглашению под страхом смерти, и даже сегодня точная рецептура и технология изготовления неизвестны. Производство фарфора находилось под личным контролем императора Поднебесной, печи для обжига называли «императорскими». «Китайский секрет» стремились узнать католические миссионеры, торговцы, алхимики и даже короли.
Некоторые из европейских правителей были буквально помешаны на фарфоре. Например, Август Саксонский, курфюрст Саксонии и король Польши, обменял на несколько ваз минского фарфора гренадерский полк… Вообще страсть Августа к коллекционированию грозила пробить брешь в государственной казне Саксонии, что и послужило причиной его интереса к алхимии. Не переплавить ли ртуть в золото? Со ртутью, впрочем, не задалось, а вот с глиной… Именно при саксонском дворе Иоанн Беттгер, алхимик и шарлатан, спасенный королем от расправы разъяренной толпы, изобрел европейский фарфор, а вскоре по указу Августа в Мейсене и Дрездене были открыты первые фарфоровые мануфактуры, которые несколько лет занимались почти исключительно копированием китайских ваз. Сегодня ценность ваз династии Мин только растет. В 2006 году ценнейшую вазу, обладателем которой был некогда император Хонг-ву, приобрёл владелец казино из Лас-Вегаса… за 600 миллионов долларов. Ваза была передана в дар музею в Макао.
Традиционными орнаментами ваз династии Мин считаются живописные изображения сосны, бамбука и сливы, часто встречаются драконы среди россыпи цветов. Со временем росписи стали объемнее и разнообразнее – в них появляется множество видов растений и животных, мифологические и исторические персонажи, боги и волшебные существа, каллиграфия… Однако эти голубые узоры создавались не только для красоты – они служили «благопожеланиями», цзисян - обобщенными добрыми посланиями, призванными привлечь в дом обладателя счастье, здоровье и богатство.
Многие мотивы цзисян перекочевали в роспись ваз из живописи, иллюстрации, вышивки, отделки текстиля. Спектр визуальных образов цзисян очень широк и варьируется от лаконичных растительных орнаментов до сложных сюжетных сцен, от отдельных иероглифов до стихотворных строк или иллюстраций известных изречений.
Важнейшим для китайской культуры является пожелание долголетия – его символизирует собственно бог долгой жизни Шоусин или его атрибуты – персик и тыква, а также олени, журавли, черепахи, побеги бамбука и ветви сосны. Самый примечательный символ долголетия – лунный заяц и лягушка, которые толкут в ступке снадобье бессмертия. Для пожелания счастья иногда использовали образы, созвучные иероглифу «фу» - например, летучую мышь. Пожеланием богатства становилось изображение жабы, а предвестием скорого торжества, например, свадебного - сороки.
Со временем в росписях ваз династии Мин на смену классическому дуэту белого и голубого, вызвавшему волну подражания по всему миру, пришли другие оттенки. Голубовато-белый фон расцвечивался алым, зеленым, желтым… Сначала компанию кобальту составила красная краска, однако источники пигмента довольно быстро сошли на нет.
В дальнейшем китайские мастера начали использовать красные краски, полученные из окиси железа, и самые разнообразные эмали и глазури, часто дополняя их намеренно созданными декоративными трещинками, создающими впечатление древности изделия. Особой популярностью пользовались бирюзовые и желтые эмали. На протяжении всего правления династии Мин мастера экспериментировали с красителями и искали новые решения, новые составы, новые технологии. И хотя рецепт китайского фарфора оставался тайной, изобретение новейших цветных глазурей недостижимой ранее яркости и прочности стало прорывом для производства фарфора.
Текст: Софья Егорова.
Рупор будет свободен через:
59 сек.