Эльза Перетти родилась во Флоренции в 1940 году, в состоятельной, но консервативной семье, далеко не всегда одобрявшей решения дочери. Девушка зарабатывала на жизнь преподаванием французского языка и трудилась инструктором по лыжам в немецкоязычной швейцарской горной деревне, затем получила образование в области дизайна интерьера и некоторое время работала в архитектурной мастерской. В 1964 году она попробовала себя в качестве фотомодели – и спустя пять лет уже отплясывала на вечеринках у Энди Уорхола, а легендарный Хельмут Ньютон фотографировал ее в образе маскота журнала Playboy, с заячьими ушками и на фоне небоскребов. Когда Эльза неожиданно начала карьеру модели, отношения с семьей разладились настолько, что примирение состоялось лишь накануне смерти ее отца.
Завязав знакомство со многими дизайнерами в период своей модельной карьеры, Перетти постепенно начала разрабатывать украшения для показов, отдавая предпочтение недорогим материалам и текучим, плавным, чувственным формам. Придумывала она и платья, правда, только для себя. Первым ее талант оценил модельер Джорджо ди Сант-Анджело – и их совместная работа принесла обоим успех и славу. Именно для его показа Перетти разработала кулон в форме фляжки из стерлингового серебра.
Любовь к серебру вообще выделяла Перетти на фоне других ювелиров. Несмотря на популярность серебряной бижутерии, этот материал считался несерьезным и даже каким-то «неприличным» - украшения для вечерних выходов не делали из серебра. Однако все изменил… Рой Холстон, один из культовых дизайнеров 70-х и по совместительству лучший друг Эльзы. Перетти была его любимой моделью, его музой и вдохновительницей, но Холстон понимал, что у нее – талант. Он подарил ту самую ироничную подвеску в виде фляжки актрисе Лайзе Минелли, сказав: «Ты не можешь позволить себе золото, бриллианты должны дарить мужчины. Остается только серебро». И Минелли просто влюбилась в украшения от Перетти – настолько, что забыла об условностях. И ее примеру последовали тысячи женщин, сметая с прилавков манхэттенских бутиков подвески и серьги в форме ракушек.
В начале 70-х Перетти придумала браслет в форме фрагмента кости. Впоследствии его носили Лайза Минелли и Сара-Джессика Паркер, дизайнеры «заимствовали» биоморфный серебряный напульсник для своих показов, а в наши дни он «снимался» в фильме «Чудо-женщина», став атрибутом воительницы Дианы. Этому браслету суждено было стать самым продаваемым украшением легендарного бренда Tiffany & Co. И, в общем-то, браслет Bone и привел Перетти в Tiffany & Co.
1974 году руководство компании обратило внимание на оригинальные работы молодого дизайнера. В то время у бренда Peretti уже открылись первые бутики в Нью-Йорке, о ней писал Vogue… Представители Tiffany & Co. пригласили Эльзу Перетти к сотрудничеству. Сначала она занималась разработкой демократичной серебряной линии для культового ювелирного дома, и первая же созданная ею коллекция была раскуплена моментально. В конце десятилетия Перетти заняла пост ведущего дизайнера ювелирного дома. Она придумала маленькие изящные подвески в форме неожиданных предметов, колье, где отдельные камни соединялись тонкими цепочками. Часто в ее украшениях встречается образ змеи – то уютно свернувшейся, а то опасно обвивающей женскую шею. Украшения из серебра были дешевле, чем золотые, и женщины часто покупали их себе сами. В конечном итоге, именно работа Перетти привлекла в Tiffany & Co. огромное количество клиенток.
В конце 80-х Эльза решила вернуться к дизайну, вернее, декорированию интерьера. Теперь в ее творческом репертуаре появились товары для дома из фарфора и хрусталя. Лаконичные, безупречных форм и пропорций, все эти вещи просто просились в руки – Перетти всегда уделяла огромное внимание тактильным ощущениям, создаваемым ее творениями.
В Tiffany & Co. Эльза проработала почти полвека и покинула бренд в 2012 году, решив выйти на пенсию. В ее честь была названа кафедра в Fashion Institute of Technology, работы Перетти представлены в постоянных экспозициях Британского музея в Лондоне, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музея изящных искусств в Бостоне и Музея изящных искусств в Хьюстоне.
В последние годы жизни она жила в очаровательном средневековом поселке Сан-Марти-Вель в Каталонии, где взращивала виноградники и делала украшения буквально из всего, что попадалось ей под руку. Она начала все активнее заниматься благотворительностью и очень много сделала для того места, которое стало теперь для нее домом. Перетти щедро финансировала реставрацию церкви и многих других зданий в Сан-Марти-Вель, спонсировала археологические раскопки, жертвовала средства на поддержку мастеров каталонского декоративно-прикладного искусства.
Кроме того, на рубеже тысячелетий Перетти основала благотворительный фонд. Он называется Nando and Elsa Peretti Foundation, и первое слово – это имя отца Эльзы, своеобразная дань его памяти. Организация занималась вопросами экологии, а затем начала оказывать поддержку проектам, направленным на защиту женщин и детей, обеспечение права на образование, безопасность и сохранение здоровья. Nando and Elsa Peretti Foundation ведет свою деятельность на территории восьмидесяти стран и финансирует более тысячи проектов социальной направленности.
18 марта 2021 года Эльза Перетти скончалась во сне. А Tiffany & Co. продолжали – и продолжают – выпускать украшения по ее эскизам, ведь по-настоящему гениальные идеи бессмертны.
Текст: Софья Егорова.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/150521/49858/