Зарегистрировано — 123 589Зрителей: 66 654
Авторов: 56 935
On-line — 23 390Зрителей: 4602
Авторов: 18788
Загружено работ — 2 126 688
«Неизвестный Гений»
Новости
Депрессия после Шурика, голос Бельмондо, провал «Клубнички» и другие малоизвестные факты об Александре Демьяненко
30 мая могло бы исполниться 84 года знаменитому актеру театра и кино, народному артисту РСФСР Александру Демьяненко, но уже 22 года его нет среди живых. Его творческую судьбу вряд ли можно было назвать счастливой: роль Шурика, которая принесла ему всесоюзную славу и обожание миллионов, не дала построить дальнейшую кинокарьеру, а попытка найти свое место в новом кино вызвала шквал критики. Невероятная популярность вызывала раздражение, а остывший интерес публики навевал мысли об ошибочности выбранного пути. И все это сказалось на его физическом и психическом состоянии и привело к преждевременному уходу…
Жизнь до Шурика
Артистизм и любовь к театру Александр Демьяненко унаследовал от отца – участника театрально-агитационной группы «Синяя блуза», артиста оперного театра и преподавателя актерского мастерства в консерватории Сергея Демьяненко. Все свободное время Саша проводил у отца в театре и на занятиях в кружке художественной самодеятельности и еще в юности решил пойти по его стопам. Отец был человеком творческим, импульсивным, увлекающимся и непостоянным. Едва его сын появился на свет, он ушел из семьи к другой женщине, потом вернулся к первой супруге, а через несколько лет снова ушел, на этот раз навсегда. Несмотря на это, отец всегда оставался для Александра кумиром, примером для подражания и незыблемым авторитетом. Именно под его влиянием он и выбрал актерскую профессию.
Его актерский талант заметили и оценили не сразу. Когда в Свердловск, где жила семья, приехали представители приемной комиссии МХАТа, Демьяненко так переволновался, что провалил экзамен. Тогда он поступил в местный университет на юридический факультет, н уже через год понял, что не имеет права упустить свой шанс и отправился в столицу штурмовать театральные вузы. На этот раз его готовы были принять в Щукинское училище и в ГИТИС, и он выбрал последний, поскольку этот институт закончил его отец.
Его вряд ли можно было назвать прилежным студентом – он пропускал больше занятий, чем все его одногруппники, мог посреди занятия поднять руку: «Можно выйти?» – и уехать в Свердловск. Но педагоги многое ему прощали, так как профессор Иосиф Раевский считал его одним из самых талантливых студентов, верил в его успех и просил не пропускать хотя бы занятия по актерскому мастерству.
Уже на 2-м курсе Демьяненко начал сниматься в кино, у режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, и с первых же ролей появлялся в образах скромных интеллигентных юношей, благородных и принципиальных. В своих первых фильмах он сыграл фотографа, архитектора, работника типографии, журналиста, дирижера – сплошь представителей творческой интеллигенции. Среди этих работ были и главные роли («Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир входящему», «Порожний рейс» и др.), однако все они вместе взятые не принесли ему той популярности, которая обрушилась на актера после съемок у Леонида Гайдая.
Звездная роль Шурика, судьбоносная и роковая
На самом деле Шурик поначалу был Эдиком (по другой версии, Владиком) – так звали героя в сценарии «Операции «Ы». Режиссер долгое время не мог подобрать актера для главной роли. В пробах участвовали более 40 актеров, и никто из них не впечатлил Гайдая. Своего героя он во многом списал с самого себя в молодости, интеллигентного растяпы, постоянно попадающего в курьезные ситуации. и когда кто-то показал ему фотографию скромного юноши в очках, он показался ему очень похожим на него самого. Выбор был удивительно точным, ведь попадание Демьяненко в образ получилось стопроцентным. Актер говорил: «Мне не пришлось играть Шурика, просто существовал в предлагаемых обстоятельствах».
Для роли Шурика брюнета Александра Демьяненко перекрасили в блондина. Эти манипуляции с его внешностью происходили так часто, что на его коже появились волдыри от бесконечных окрашиваний, он чудом не облысел. Однако это были не самые большие сложности, с которыми столкнулся актер. После съемок на него обрушилась такая популярность, что он не мог выйти на улицу – каждый норовил подойти к артисту, хлопнуть его по плечу и спросить: «Шурик, водку будешь?» Такая фамильярность выводила его из себя, он отвечал: «Я вам не Шурик, а Александр Сергеевич». Его настоящего имени уже никто не помнил, все отождествляли актера с его героем, и Демьяненко это очень раздражало и доводило до депрессии.
Всенародная слава, о которой мечтают все актеры, стала для него проклятием. Будучи по своей природе человеком замкнутым и скромным, он не переносил панибратства, тяготился повышенным вниманием к своей персоне и старался все свободное время проводить подальше от всех, на даче под Петербургом, где много читал и слушал любимую классическую музыку, а по улицам города ходил только в черных очках. Это породило слухи о его звездной болезни, многие ошибочно считали его слишком высокомерным и заносчивым.
Жизнь после Шурика
Шурик сыграл с ним злую шутку – не только зрители, но и режиссеры отказывались видеть актера в других образах. После «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» ему предлагали много ролей, но они, как правило, были малозаметными эпизодами. Актер блестяще справлялся с другими амплуа, очень яркий образ (приказчика Ильи Сохатых) создал в «Угрюм-реке», но его следующей творческой вершиной стал все тот же Шурик у Гайдая, инженер-изобретатель в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». А потом история снова повторилась: до середины 1980-х гг. Демьяненко продолжал сниматься, но значимых ролей ему не предлагали.
Актер не мог скрыть своего отчаяния из-за того, что Шурик стал для него роковой ролью: «Досадно, ведь я не только Шурика сыграл. Были роли и фильмы, которых сейчас многие молодые и не знают. Но для меня «Операция «Ы» и «Кавказская пленница» – это совсем не «Мир входящему», не «Мой добрый папа» и даже не «Угрюм-река». Те роли оказались в забвении, зато все помнят Шурика, где я как актер не сделал ничего не то чтобы сверхъестественного, а просто ничего серьезного... Потребовался Гайдаю светлый герой – он пригласил меня».
Попытки найти свое место в новом кинематографе
Во второй половине 1980-х гг. предложений поступало все меньше и меньше, актер появлялся на экранах только в фильмах-спектаклях и очень переживал из-за своей невостребованности. Он сокрушался: «Мне уже 60, а я все еще Шурик для всех». В этот период он занялся озвучиванием иностранных фильмов и стал одним из ведущих актеров дубляжа. Его голосом говорили герои Жан-Поля Бельмондо, Роберта де Ниро, Омара Шарифа, Донатаса Баниониса. Последний даже говорил, что Демьяненко его озвучил лучше, чем он сыграл.
В 1990-х гг. Александр Демьяненко попытался найти свое место в новом кинематографе и согласился сняться в первом российском ситкоме «Кафе «Клубничка», чем вызвал шквал критики в свой адрес. Проект называли низкопробным, коллеги по цеху считали сериал дешевкой и пошлятиной. Конечно, это било по самолюбию артиста и еще глубже загоняло в депрессию. Все эти переживания не могли не отразиться на здоровье актера.
Он работал на износ, постоянно ездил из Петербурга в Москву на съемки «Клубнички». В один из съемочных дней у Демьяненко отслоилась сетчатка глаза, ему понадобилась операция, восстановление после которой было очень тяжелым. Он попал в больницу с подозрением на язву желудка, а оказалось, что актер перенес уже второй инфаркт – о первом он даже не подозревал. На 23 августа 1999 г. ему назначили операцию на сердце, но за день до этого его не стало. Александр Демьяненко ушел из жизни в возрасте 62-х лет.
Для зрителей новость о его уходе стала полной неожиданностью, ведь о его проблемах с сердцем никто не знал.