Зарегистрировано — 123 607Зрителей: 66 670
Авторов: 56 937
On-line — 13 363Зрителей: 2596
Авторов: 10767
Загружено работ — 2 127 489
«Неизвестный Гений»
Новости
Абстрактные пейзажи последовательницы Джексона Поллока, которую называют «художница цветового поля»
Хелен (Элен) Франкенталер была американской художницей-абстракционисткой. Обычно идентифицируемая как художник цветового поля, она опиралась на влияние абстракции середины века на протяжении всей своей карьеры, но при этом продолжала искать себя, постоянно экспериментируя со стилями и материалами.
Хелен считается абстрактным экспрессионистом второго поколения. Художники этой когорты, получившие известность в 1950-х годах, находились под влиянием первых абстрактных экспрессионистов, таких как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг. В то время как ранние абстрактные экспрессионисты пришли к своей манере живописи как к способу разбить среду на её фундаментальные проблемы и отбросить запреты, чтобы сделать более выразительную работу, второе поколение формализовало язык абстрактного экспрессионизма в более определённый эстетический стиль.
Существуют два основных поджанра абстрактного экспрессионизма: живопись действия и живопись цветового поля. Несмотря на то, что Хелен часто считают художником цветового поля, её ранние картины отчётливо демонстрируют влияние живописи действия (например, Франц Клайн, Виллем де Кунинг, Джексон Поллок), которая характеризуется энергичной кистью или другими беспорядочными нанесениями краски, по-видимому, в значительной степени вызванные чувствами и различного рода эмоциями.
По мере того, как её стиль созревал, она всё больше стала склоняться к цветовому полю (например, Марк Ротко, Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл). Это в свою очередь обеспечило ей место в качестве неотъемлемой части американского искусства. Однако в течение карьеры, стилистическое влияние живописи действия вновь появляется в её более поздних работах.
Наиболее признанным вкладом Хелен в живопись является техника «soak-stain», при которой разбавленная краска наносится на незагрунтованный холст, в результате чего образуются органические, текучие поля цвета, характерные для её более поздних работ. Первоначально Хелен использовала масляную краску, разведённую скипидаром. Её использование техники «soak-stain» заимствовано из метода Джексона Поллока, когда краска капает на холст, лежащий на земле. Кроме того, некоторые из первых экспериментов Хелен с этой техникой включают линейные формы и полосы краски, пересекающиеся во многом на манер Поллока.
До того, как она пришла к технике пятен, картины Хелен имели очевидные детали в стиле живописи действия и напоминали абстрактные произведения Аршила Горки или ранние работы Поллока. Тяжёлая, текстурированная поверхность и её смесь масляной краски с другими материалами (песок, парижская штукатурка, кофейная гуща) напоминают де Кунинга. С помощью техники пятен она наконец-то отошла отошел от этого стиля, всё больше и больше склоняясь к живописи цветового поля.
Техника пятен останется основополагающей для Хелен до конца её карьеры. Однако со временем она обнаружила, что эта методика не лишена проблем и потребует пересмотра. Окрашенные масляные картины Хелен не являются архивными, потому что масляная краска разъедает незагрунтованный холст. Во многих её ранних картинах, написанных маслом, эти признаки распада уже очевидны. Эта техническая проблема заставила Хелен переключиться на другие материалы.
В 1950-х годах акриловые краски стали коммерчески доступными, и к началу 1960-х годов Хелен отказался от масел в пользу акрила. Новые акриловые краски, когда они разбавлялись до консистенции, не так сильно текли по незагрунтованному холсту, как масляные краски. Благодаря этому Хелен смогла создать более плотные, чистые края полей и форм в своих акриловых картинах. В тот самый момент, когда она переключилась с масла на акрил, её работы стали выглядеть гораздо ярче и резче.
В более теоретическом плане техника Хелен представляла собой важный шаг для проекта модернизма в целом. Тема модернизма — это напряжение между присущей холсту плоскостностью и иллюзией глубины в живописи. «Клятва Горациев» Жака-Луи Давида иногда считается первой модернистской картиной из-за того, как она сжимает пространство, при этом весь рассказ картины выдвигается на передний план. Плоскость изображения разрушалась с последующими, всё более абстрактными движениями, которые с готовностью признавали реальность их плоскостности.
Ко времени послевоенной абстракции единственной глубиной, которая осталась, была либо буквальная физичность краски и холста, либо лёгкий намёк на пространство, которое возникает всякий раз, когда цвета или тона помещаются рядом друг с другом. Марк Ротко пытался обойти любое осознание размерности своей работы, используя губки для нанесения чрезвычайно тонких слоёв краски на свои холсты. «Горы и море» Хелен представляют собой воплощение действительно плоской картины, написанной почти через двести лет после того, как Давид написал «Клятву Горациев».
Полностью окрашенные картины 50-х и 60-х годов являются знаковыми в творчестве Хелен, но в поздних картинах у неё вновь проявляется интерес к текстуре. Ближе к концу её жизни, в 90-х и 2000-х годах, на многих картинах художницы повсюду видна густая, похожая на глазурь краска, от которой она отказалась в начале 50-х годов.
В итоге, её живопись смешала наклонности и стилистические особенности различных стилей, в том числе и абстрактного модернизма. В её работах есть живопись действия и цветовая живопись поля. Иногда она направляет энергию Поллока или живёт в подвижной поверхности холста, покрытого краской. В другое время её необъятные цветные просторы поглощают зрителя, иногда с той же тотальной торжественностью, что и Ротко. На протяжении всего этого она остаётся бесконечно изобретательной в своих композициях, постоянно вступая в диалог со своим материалом, позволяя ему направлять её. Хелен рисовала с искренней серьёзностью первых абстрактных экспрессионистов в определённые моменты и с знающей застенчивостью второго поколения в другие.