Зарегистрировано — 123 605Зрителей: 66 668
Авторов: 56 937
On-line — 9 264Зрителей: 1787
Авторов: 7477
Загружено работ — 2 127 439
«Неизвестный Гений»
Новости
Как на Руси использовали баню, кроме прямого ее назначения: от гаданий до проводов покойника
Баня с древних времен была одной из обязательных построек во дворе традиционной русской деревни. При этом была она по-настоящему многоцелевой или универсальной. Кроме ее прямого назначения – мытья и парения, баня использовалась, как место для врачевания и отдыха, гадания и различных обрядов инициации: от родильных до поминальных и похоронных.
Мистическое место для колдовства и гаданий
С древних времен на Руси баня считалась местом, где сосредоточены все сверхъестественные силы. И все потому, что в этой постройке действительно почти магическим образом соединялись все известные природные стихии: земля, вода, воздух и огонь. Поэтому у славян баня была едва ли не родовым храмом – неким промежуточным местом между царством живых и миром духов.
Все эти поверья стали причиной того, что со времен седой древности баня на Руси частенько использовалась как место для хранения различных волшебных артефактов, средств и снадобий. А также совершения колдовских обрядов со всевозможными ворожениями и гаданиями. Особенно активно бани в таких целях использовали во время различных торжеств и праздников: по поверьям для обычных людей данные дни были неподобающими для похода в парные.
Таким образом именно это время как нельзя лучше подходило колдунам и ведьмакам. В такие дни они и проводили в бане все свои тайные обряды. Абсолютно не боясь, что кто-то может случайно войти и застать их за этим занятием. Позже в праздники для своих гаданий на суженого или на судьбу начали собираться молодые девушки и женщины. Кроме этого в русских банях нельзя было держать никакую религиозную утварь: иконы, кресты и Священные писания. Что добавляло этим постройкам потусторонней таинственности и мистицизма.
Баня, как лечебница
С древних времен большинство болезней на Руси лечили исконно народными средствами. Совсем неудивительно, что баня и была одним из таких средств. Причем не только популярным, но и едва ли не обязательным при некоторых заболеваниях. Если проводить некие аналогии, то русскую баню смело можно назвать эдакой народной “паро- и водолечебницей”.
Деревенские знахари и лекари приписывали своим пациентам баню не только при простудах и общей слабости. Большинство кожных болезней: прыщи и угревая сыпь, различные лишаи, себорея, чесотка, также лечились в парной. Это же касалось и всевозможных заболеваний суставов (радикулита, ревматизма или подагры).
Современная медицина согласна, что в некоторых случаях посещение бани может быть не только отличной профилактикой отдельных заболеваний, но и настоящим природным лекарством. А как общеукрепляющее средство, баня практически не имеет конкурентов.
Парная-родильная
В северных регионах России с древних времен роды принимались бабками-повитухами исключительно в банях. Ведь условия в парной как нельзя лучше подходили к этому процессу: баня хорошо удерживала тепло (а это было важно в суровых условиях Севера), всегда была под рукой горячая и теплая вода для того, чтобы вовремя обмыть новорожденного. А полумрак и отсутствие “лишних глаз” весьма благотворно влияли и на психоэмоциональное состояние матери с малышом.
Немаловажным фактором был и определенный мистический смысл самих родов. Ведь во многих поверьях появление человека на свет происходило в некоем месте, где мир людей пересекался с царством духов. Именно здесь новорожденный привыкал к новому измерению в течение нескольких дней. И только потом переходил в человеческий мир.
Естественно, для такого перехода младенцу нужен был “поводырь”, в роли которого, как правило, выступала бабка-повитуха. Это она на протяжении всего времени пребывания новорожденного на “стыке светов” всячески готовила ребенка к будущей жизни в мире людей: проводила различные колдовские обряды и манипуляции. Кроме того, повитуха могла договориться и с потусторонними силами о защите младенца от всего плохого. Делала она это через духа, живущего в парной – Банника.
Баня для умерших
Отождествление бани с местом, где проходит граница между мирами живых и мертвых, сделало ее в отдельных регионах Руси прообразом некого Родового храма. Кроме принятия родов в банях также проводили обряды ритуального омовения покойных. Например, карелы, а также жители Минской и Новгородской губерний, топили специальную “похоронную баню”, в которую с помощью скорбного плача как бы зазывали душу умершего попариться перед путешествием ее в мир мертвых.
Для упокоившейся души в бане обязательно заранее оставляли новый веник и небольшой кусочек мыла. В народе верили, что умерший может прийти в баню не сам, а со всеми покойными родственниками. Поэтому, распахнув двери, люди ждали несколько минут, как бы давая время всем покойным попариться. После баню обязательно принимали и живые родственники. По возвращению из кладбища все, кто участвовал в похоронной процессии, опять обязаны были посетить парную. Чтобы полностью очистить себя от возможных прикосновений духов умерших на кладбище.
Тайная кладовая и временное убежище
По причине того, что баня всегда была местом определенно таинственным и мистическим, к тому же не часто посещаемым – довольно нередко ее использовали для хранения ценных предметов. Случалось, что тайники организовывались в самых неожиданных местах: не только в стенах и полах бани, но даже в очаге под банными камнями.
Кроме этого деревенские знахари использовали бани для сушки и хранения целебных трав, цветов или кореньев. Довольно часто в предбанниках на жердочках или настенных вешалках рядом с банными вениками висели венки или пучки душистого разнотравья. Нередко деревенские “самогонщики” оставляли в баньках для дозревания пивную брагу.
В Сибири охотники часто сооружали прямо в тайге домики с небольшими пристройками и банями. Посетить такую постройку и воспользоваться оставленными в ней запасами пищи мог любой, кто оказывался в этом месте. Чаще всего это были сами же охотники – ведь в принципе, данная постройка и возводилась именно с этой целью. Однако нередко временными “жителями” подобных домов становились беглые ссыльные или каторжане.
И если поесть или пополнить запасы провизии перед предстоящей дорогой они могли в домике, то “перекантоваться” ночь-другую сбежавшие из-под стражи предпочитали именно в банях. Они, как правило, стояли всегда немного поодаль охотничьих домиков. Это значило, что преследователи или случайные путники сразу же пойдут в дом, дав тем самым беглецу время тихо уйти и скрыться в чаще.
В случае же обнаружения его в бане, преступник получал ощутимое фортификационное преимущество: толстые и плотные стены парной защищали скрывавшегося в ней от выстрелов. А небольшие окошка с успехом могли быть использованы в качестве оружейных бойниц для ведения ответного огня.
Таким образом русскую баню с полной уверенностью можно назвать самым многофункциональным строением. И если, согласно народной пословице, возведение дома начинается с уборной, то полноценность постройки всего домовладения на Руси определялась, скорее всего, наличием этого универсального сооружения – русской бани.