Зарегистрировано — 123 605Зрителей: 66 668
Авторов: 56 937
On-line — 11 061Зрителей: 2142
Авторов: 8919
Загружено работ — 2 127 449
«Неизвестный Гений»
Новости
Каких братьев на Руси называли крестовыми, молочными и другое странное в наши дни родство
Обычно, когда людей называют братьями, имеют в виду кровное родство. Конечно, мы не говорим о бандитских «братках». Но на Руси существовали иные варианты, то есть не только родство по крови, но и множество других братских уз, не менее крепких. Читайте в материале, кого называли молочными братьями, чем отличались сводные, единоутробные и единокровные дети, как можно было стать крестовыми братьями и какие принципы были у многочисленных религиозных братств.
Чем кровные братья от молочных отличались
Кровными братьями называются мужчины, у которых одни предки. Иными словами, тут важна связь по факту появления на свет. А вот, например, скифы, которые жили в древности на юге Руси, звали кровными мужчин, давших клятву верности и обязательно на крови. Историки пишут, что мужчина-скиф мог «обзавестись» тремя кровными братьями, но ему следовало выполнить определенный ритуал. Он заключался в том, что молодцам следовало выпить вина из ритуального рога, предварительно смешав его с каплей крови каждого из них.
Были и молочные братья. Это был очень распространенный в старину термин. Если кормилица вскармливала малыша, то ее кровный сын называл так этого ребенка и становился ему молочным братом. То есть двое мужчин не были родными, но звались братьями. Объединяло их молоко женщины. Несмотря на это, такие дети могли иметь совершенно разный социальный статус. Например, у кормилицы-крестьянки был сын, а выкормила она младенца из аристократической семьи.
Крестовое братство и как стать названым братом
Восточные, южные и западные славяне практиковали заключение крепкого союза на прочную дружбу, и подтвердить его надо было, обменявшись нательными крестами. Младенцам надевали их после крещения. Часто так называемое крестовое братство люди ценили выше, чем кровное. Ведь мужчины, не имеющие общих предков, по своей воле переходили в ранг братьев. Пусть и символических, но стремящихся разделить горе и радость. В народе к крестовым братьям относились с уважением, принимали это своеобразное «братосотворение», причисляли их к истинным родственникам. Один из примеров крестового братства описан Достоевском в его гениальном «Идиоте». Речь о Рогожине и князе Мышкине.
Был и еще один способ условно породниться с человеком. Можно было стать названным братом. То есть, не являясь братьями по крови, люди могли именовать друг друга названными братьями и считать друг друга родственниками. Сегодня, скорее всего, люди назвали бы это глубокой, крепкой дружбой. Ведь не зря и поныне, обращаясь к другу, мужчины нередко говорят: «Ты мне как брат».
Сводные, единоутробные и единокровные - в чем разница?
Если мужчина и женщина вступили в повторный брак, и при этом у них уже есть дети, то последние приобретают статус сводных братьев и сестер. То есть, люди связаны семейными отношениями, а не генетическим родством. Бывает, что люди ошибочно называют сводными тех детей, которые имеют общего отца или мать. Все немножко не так. На самом деле, если дети имеют одну мать, но разных отцов, то их следует называть единоутробными братьями/сестрами, а для тех, у кого разные матери, но один отец, существует термин единокровные братья/сестры.
Есть очень интересный нюанс: когда в семье, где есть сводные братьями, рождается единоутробный или единокровный мальчик, в дальнейшем, в следующих поколениях, потомки этих детей будут официально кровными родственниками.
Как становились церковными братьями
Когда на Руси было принято православие, очень распространенной стала манера обращения друг у другу «братья и сестры». Верящие в Бога использовали это словосочетание, беря пример с апостолов, которые говорили о том, все существа человеческие—дети Бога, а, следовательно, братья и сестры. До сих пор в православных церквях к пастве обращаются не просто назвав имя, но обязательно добавив «сестра» или же «брат». Это стало привычным и часто встречается в книгах и фильмах.
В работах богослова Копировского можно найти информацию о братствах, которые на Руси стали возникать в 15 веке, в период угрозы объединения таких религий как православие и католицизм. Люди, которые не хотели этого, а также были не согласны со стремящимся к церковной унии митрополитом Исидором (в то время был главой Русской Церкви), начали создавать братства за сохранение и упрочение православия. Очень сильным была религиозная конфронтация в таких городах как Львов и Киев, то есть там, где особенно прочно было положение католиков.
Участники таких братств всеми способами старались распространить православие. В их обязанности входила просветительская деятельность, организация типографий, открытие школ. Они старались выявлять вероотступников и противостоять им, было получено разрешение не слушаться местных епископов у восточных патриархов. Правда, в том случае, если епископ будет уличен в изменничестве. Большие права и общепризнанный авторитет имело братство из Львова. У него был даже личный суд для решения внутрибратских дел.
К середине 12 века братства стали практически не нужны, так как Львовская и Киевская земли присоединились к России. Количество братств стало уменьшаться, однако некоторое их количество сохранилось. Они приобрели статус благотворительных обществ.
Когда в 1917 году уклад Росси перевернула социалистическая революция, братства расслоились на две плоскости: те, который остались в новой советской стране, и те, которые действовали за ее границами. Первые направили свои усилия на поддержку устоев православия, которые стали шататься в новом атеистическом обществе, вторые же действовали за границей, сконцентрировавшись на объединении эмигрантов.