Появился этот стиль гравировки по стеклу в Японии не так давно – в XIX веке. Первооткрывателем и мастером такого стиля был Кагайя Кьюбей из Эдо (Токио). На хрусталь, с помощью точильного камня и наждачного порошка, он наносил различные, красиво переливающиеся на свету, грани.
Изначально, стекло было прозрачным и бесцветным. В арсенале мастеров имеются различные традиционные узоры, из которых они создают неповторимые кружева из граней на изделиях: решетка, плетеная корзинка, рыбья чешуя, хризантема, лист конопли, рисовые зерна и другие.
Работа гравировщика очень кропотливая, требует точности и отменного вкуса. Все узоры на стекло наносятся только вручную. Если мастер ошибется и сделает грань более глубокой, стекло может треснуть.
Качество хрусталя, используемого для гранения, постепенно улучшалось, пока не достигло совершенства. Использовался наклад разных цветов, с начала моно, а затем смешанный, что дало возможность создания изделий, имеющих свой неповторимый, яркий колорит. Мастера кирико постоянно совершенствуют свою технику, инструменты, создают новые способы цветовыражения.
Совсем недавно, благодаря накладу нескольких слоев цветного стекла поверх прозрачного, стало возможным создавать настоящие произведения искусства, передающие игру красок в природе в разные сезоны: летом, осенью, весной, зимой.
Работами палехских иконописцев восхищались не только в России, но и за рубежом. У немецкого поэта И. Гете были иконы палехских мастеров. Их сдержанную технику, мягкие, тонкие линии письма любили: А. П. Чехов, Н. А. Некрасов, М. Горький, Н. C. Лесков. Золотое свечение, исходящее от икон, кажется нереальным, божественным. Такой эффект достигается благодаря особой технике работы с листовым золотом.
Мастера Палеха из поколения в поколение передавали свои секреты написания ликов святых, тайны особой техники. Ведь искусство это древние, тщательно оберегаемое. До революции, мастера палехской росписи жили обособленно, даже женились на своих, палехских, чтобы секреты живописи не узнали чужаки. Кроме икон, мастера расписывали церкви, часовни, монастыри, кремлевские палаты.
После революции 1917 года, потомственные иконописцы вынуждены были заняться росписью шкатулок, ларцов, игольниц, пудрениц, табакерок, изготовленных методом папье-маше. Изделия палехских художников многократно выставлялись на различных престижных выставках, продавались государством в зарубежные страны за валюту.
Краски и инструменты мастера изготавливали из натуральных материалов, самостоятельно. Работали темперой – краской на яичных желтках. Современные мастера пишут готовыми красками, но кисти, по-прежнему, собирают вручную.
Основные сюжеты для росписи: пейзажи, сценки из деревенского быта, сказочные мотивы – прорисовывались, обычно, на черном фоне.
В России существуют четыре школы лаковой миниатюры: палехская, холуйская, мастерская и федоскинская. Последняя начиналась именно, как художественный промысел, еще в XVII веке. Из папье-маше в Федоскино сначала делали козырьки для киверов, а затем наладили производство шкатулок, табакерок, ларцов. Их покрывали особым, федоскинским лаком.
Шкатулки, уже покрытые лаком, специально выдерживали несколько лет на солнце, а только потом расписывали. Мастер тщательно прорисовывал все детали. Над одной шкатулкой он мог работать полгода. Сюжетами росписей служили бытовые сценки, картины русских художников, а главным символом федоскинской росписи считалась тройка.
В отличие от Мстеры и Палеха, федоскинские миниатюры пишутся только масляными красками. А еще – роспись мастеров Федоскино – объемная, трехмерная. Ведь выполнена она тремя слоями. Палехская роспись – менее реалистичная, более стилизованная, пышная.
На свои изделия, мастера Федоскино давали гарантию в сто лет.
Чехия, еще в XIII веке, прославилась в Европе и странах Востока своим качественным стеклом. В конце XVI века, в этой стране возродили древнеримскую технику гранения стекла. Из горного хрусталя мастера вытачивали драгоценные кубки и чаши, которые мечтали иметь у себя многие монархи. Постепенно, гравировать стали и стекло. Но прекрасное и дорогое венецианское стекло было чересчур хрупким и тонким.
Мастера экспериментировали с составом стекла, пока, в XVII веке, благодаря опытам англичанина Дж. Рейвенскрофта, который добавил в его состав окись свинца, не научились получать невероятно прозрачное, звонкое и твердое стекло. Это стекло по своим свойствам было близко к хрусталю, прекрасно поддавалось гранению.
Кроме посуды, из богемского стекла стали производить знаменитые зеркала и люстры. Чешское стекло превзошло по качеству знаменитое венецианское.
До настоящего времени, богемский хрусталь шлифуется вручную. Он обладает невероятной чистотой и прозрачностью, восхитительным бриллиантовым блеском, а искусство резчиков заставляет его переливаться и искрится всеми цветами радуги, подобно алмазу.
Это невероятное искусство, состоящее в копировании на бумагу или другой материал изображений, которые художник создает на воде, очень древнее. Вышло оно из мастерства создания уникальных обложек для ценных книг и украшения их страниц.
Самая старая картина, выполненная в технике Эбру, датирована XI веком. Родиной этого искусства стал Восток – Персия, Индия, Китай или Япония. Особенную популярность Эбру приобрело в Турции. Из этой страны оно стало распространяться по миру.
Для рисования требуется специально подготовленная вода, в которую добавлен экстракт гевеи или каррагинан. Благодаря этому, жидкость становится более вязкой, и капли краски не смешиваются в ней и не тонут. Краски тоже нужны особые – они выполнены из натуральных минералов, с добавлением желчи.
Краски послойно распыляются кистями на воду, а затем, с помощью гребней, палочек, шила или других инструментов, художник рисует задуманную картину на поверхности воды. Готовое полотно можно перенести на бумагу, ткань, кожу, дерево, керамику.
Кроме абстрактных узоров, в технике Эбру выполняются цветы, бабочки, птицы, люди, здания, животные. Из отдельных элементов мастера создают прекрасные произведения искусства, копии известных картин. Невозможно повторить один рисунок несколько раз. Всегда что-то будет получаться иначе – как на небе нет одинаковых облаков, так нет одинаковых рисунков Эбру. Ведь в переводе с турецкого, Эбру означает – «искусство облаков».
Само создание рисунка выглядит, как настоящее волшебство, а когда готовое творение переносится на бумагу, а вода становится чистой – это вообще запредельно. На магию Эбру можно смотреть бесконечно. Она завораживает, расслабляет, помогает отвлечься от повседневных проблем. Именно поэтому, Эбру используют в своей практике врачи-психологи.