Зарегистрировано — 123 590Зрителей: 66 655
Авторов: 56 935
On-line — 23 399Зрителей: 4608
Авторов: 18791
Загружено работ — 2 126 716
«Неизвестный Гений»
Новости
Почему неоднозначные картины Паулы Рего и по сей день считаются возмутительными
Современное искусство Паулы Рего (Регу) пронизывает до костей, шокируя зрителей возмутительно конфронтационными сюжетами, отражающими тёмные глубины человеческих страданий и выносливости. Она сочетает всё это с эстетикой, вдохновлённой мрачными детскими историями и фольклором своей родной Португалии, создавая завораживающе жуткие образы с видом недомогания, которое иногда переходит в полный ужас.
Предисловие
Большая часть новейшего искусства Паулы сегодня широко признана за её непоколебимые, жгучие комментарии к феминистским проблемам, исследующие женские тела как символы угнетения и насилия, а также невероятной силы и неповиновения. За свою впечатляющую семидесятилетнюю карьеру она создала удивительно обширный архив произведений искусства, который сейчас хранится в музеях по всему миру.
Краткая биография
Она родилась в Лиссабоне в 1935 году и была частично воспитана своими португальскими бабушкой и дедушкой, которые впервые познакомили её с готическими сказками, мифами и фольклором. Наполненные злобно жуткими кровавыми деталями, они зажгли её юное воображение и позже выльются в её искусство.
Большая часть её детства была омрачена фашистским руководством Антониу де Оливейры Салазара, и она остро осознавала тревожный социально-политический климат вокруг неё. Искусство стало мощным средством выражения её глубоко переживаемых тревог и травм, вынося их на всеобщее обозрение, чтобы облегчить их эмоциональное воздействие. «Если вы помещаете пугающие вещи в картину, то они не могут причинить вам вреда», - размышляла она.
Картина «Допрос» 1950 года была создана, когда ей было всего пятнадцать лет, предсказав характер её последующих, более поздних работ с помощью подробного анализа пыток и тюремного заключения, происходящих в фашистской Португалии. Стремясь избавить свою дочь от фашистского режима, родители Паулы отправили её в школу для выпускников в Кенте, Англия, когда ей было шестнадцать лет. Оттуда она перешла к изучению искусства в Школе искусств Слейда в Лондоне, и в последующие годы она подружилась с различными ведущими художниками.
Паула была единственной женщиной, связанной со Школой лондонских художников наряду с Дэвидом Хокни, Люсьеном Фрейдом и Франком Ауэрбахом. Она также встретила своего мужа, художника Виктора Уиллинга, от которого родила троих детей.
В 1960-х годах она вернулась в Португалию со своей семьёй, и её современное искусство продолжало размышлять о тревожных аспектах португальской политики. Её язык становился всё более фрагментарным и неуловимым, отражая нестабильность и неопределённость общества в условиях политических потрясений. Она создавала эти изображения, рисуя различные фигуры, животных и другие формы на листах бумаги, прежде чем яростно разрезать их на части и расположить в виде коллажированных элементов на холсте. В «Пожарных из Алихо» странные, чудовищные существа смешиваются с животными и людьми, образуя запутанную сеть взаимосвязанных фигур, которые, кажется, парят в пространстве, повторяя ранние сюрреалистические работы Марселя Дюшана. Её любопытная сюрреалистическая картина была написана в знак уважения к волшебной храбрости этих людей, которые неустанно работали в качестве неоплачиваемых добровольцев, спасая жизни.
Творчество
Начиная с 1970-х годов её стиль перешёл к более реалистичному изображению людей и мест, нарисованных прямо на холсте. Однако в её искусство было вложено то же самое навязчивое искажённое качество, достигнутое за счёт искажённых тел и жутких, резких световых эффектов. На знаменитой и амбициозно большой картине «Танец» люди, кажется, беззаботно танцуют на залитом лунным светом пляже, но веселье их тел подорвано холодным голубым светом и чёткими тенями вокруг них.
Несмотря на то, что Паула зачастую оставляет неясным какой-либо прямой смысл в своих работах, некоторые критики предположили, что каждая танцевальная группа связана с различными ролями, которые может взять на себя женщина, от независимой сольной фигуры слева до двух пар, в которых одна женщина беременна. Справа изображена троица женщин, состоящая из ребёнка, матери и бабушки, что наводит на мысль о традиционной роли женщин как рожениц, передаваемой из поколения в поколение. Таким образом, картину можно сравнить с призрачной символикой Эдварда Мунка.
Мария Мануэль Лисбоа, специалист по португальской культуре, считает, что здание, изображённое на этой картине, основано на военном форте на побережье Эшторила в Кашиасе, недалеко от того места, где родилась Паула. Используемое в качестве тюрьмы и места пыток на протяжении всего правления Салазара, его мрачное, угрожающее присутствие добавляет дополнительный слой гнетущего дискомфорта к изображению, возможно, критикуя ограничительный характер социальных ролей, навязываемых молодым женщинам на протяжении всей фашистской диктатуры.
Страдание, сила и непокорность
С 1990-х годов Паула исследовала множество мощных феминистских тем, которые отражают сложности современной женской идентичности. Отойдя от краски, она вместо этого начала работать с пастелью, средством, которое позволяло ей манипулировать материалом голыми руками, процесс, который она сравнивает со скульптурой, а не с живописью. Её женщины сильны, мускулисты и иногда откровенно агрессивны даже перед лицом страданий, подрывая скромные и покорные идеализации прошлого.
Это качество можно увидеть в героическом «Ангеле», на котором изображена альтернативная святая, несущая меч в одной руке и чистящую губку в другой, смотрящая на нас с непоколебимой уверенностью. В серии Паулы «Женщина Собака» той же эпохи она исследует, как женщин можно сравнить с собаками - не в покорном, уничижительном смысле, а как символ первобытного инстинкта и внутренней силы. «Быть женщиной-собакой не обязательно значит быть забитой. Это имеет очень мало общего с этим. На этих изображениях каждая женщина - женщина-собака, не забитая, а могущественная. Быть животным это хорошо. Представить женщину в виде собаки совершенно правдоподобно», - говорит Паула.
Другой столь же подрывной серией того же периода является душераздирающая «Серия абортов», созданная в 1998 году, когда референдум по легализации абортов в Португалии провалился. Рисунки Паулы посвящены тяжёлому положению женщин, вынужденных делать незаконные аборты в грязных, опасных условиях. Она изображает их скорчившимися, как животные, над старыми вёдрами, скрюченными с поднятыми в агонии коленями или лежащими на спине с грубо раздвинутыми металлическими стульями ногами, подчёркивая жестокость их отчаянного положения.
Она утверждает, что её серия рисунков на эту тему «...подчёркивает страх, боль и опасность незаконного аборта, к которому всегда прибегали отчаявшиеся женщины. Очень неправильно криминализировать женщин вдобавок ко всему прочему. Сделать аборты незаконными — значит принудить женщин к решению проблемы на задворках». Такова была сила послания художницы. И совсем неудивительно, что её творчеству частично приписывают влияние на общественное мнение на втором референдуме в 2007 году.
Сказки и фольклор
Начиная с нулевых, Паула исследовала мрачный материал, который часто вдохновляется сказками, мифологией и религией. Её богато сложный рисунок «Война» сочетает в себе животных, маленьких девочек и игрушки, напоминая мрачные детские истории её собственного детства, которые часто имели ужасный или зловещий подтекст. Она создала эту работу в ответ на душераздирающую фотографию, сделанную на ранних этапах войны в Ираке, на которой девушка в белом платье была замечена убегающей от взрыва. Её интерпретация детей, страдающих на войне, состоит в том, чтобы представить ужас, увиденный глазами ребёнка, с жуткими окровавленными масками кроликов, которые беспорядочно колышутся на детских головах.
Сюрреалистичный принт «Девочка-козочка» имитирует стиль традиционных викторианских детских книг с бледными цветами и схематичной штриховкой. Её рисунок слабо связан с греческой сказкой о девочке-козе, которая родилась козой, но могла снять кожу, чтобы стать красивой женщиной. Паула наслаждается природой наполовину рассказанной истории в своей работе, усиливая непростые визуальные эффекты жуткими угловатыми телами, гибридом человека и животного и резким готическим освещением, которое придаёт сцене атмосферу зловещей угрозы.
Влияние на современное искусство
Учитывая, что международная карьера Паулы насчитывает почти семь десятилетий, неудивительно, что её влияние на развитие современного искусства было весьма значительным. Она вдохновила художников со всего мира исследовать, как фигуративная живопись и графика могут отражать самые насущные социально-политические проблемы современности. Художники, которые продолжили её наследие, включают британскую художницу Дженни Сэвилл, чьё непоколебимое изучение сладострастных женских тел настолько прямолинейно, насколько это возможно, прижато к холсту и увеличено до чудовищно огромных масштабов.
Как и Паула, американская художница Сесили Браун передаёт неидеализированные тела, созданные выразительными мазками краски. Картины современного искусства южноафриканского художника Майкла Армитажа также обязаны Пауле, разделяя то же фрагментарное, смещённое повествование и подводные течения политических волнений, созданные путём объединения личных и политических ссылок в богато сложный комок идей.
Стоит ли говорить о том, что практически каждый художник в своих работах, так или иначе изображает то, что его больше всего беспокоит и тревожит? Для кого-то – это душевные переживания и любовная драма, а для кого-то – мир под новым углом.