Доводилось ли вам когда-либо слушать гениального рассказчика? Говорю не о задорновских сеансах «ухохатывания», не о привычной эстрадной пошлости так называемых «мастеров разговорного жанра», которые в общем контексте оболванивания публики, низводят зрителя и слушателя до уровня узколобых жлобов-обывателей. «О времена, о нравы…». Сейчас, залихватски подмигивая, двусмысленно интонируя в тон культурным представлениям «пипла», упомянутые «мастера» бросают в зал : «Пир духа!»; в этом месте от вас ждут «ржачки» до желудочных (не сердечных же!) колик. От этой плебейской «духоты», подросткового мастурбативного юмора и, разящей кислым, коммунальной культуры, хочется бежать безоглядно. Бежать к чему-то настоящему, чистому, высокому. К нему, к настоящему, я и перехожу. Итак, о гениальном рассказчике, видном деятеле науки и культуры ХХ века Ираклии Луарсабовиче Андроникове. Это был эрудированный (доктор филологических наук) и профессионально артистичный (народный артист СССР) человек, что в сочетании с серьезностью задач, которые ему приходилось решать на ниве литературы и литературоведения, музыковедения и просвещения советского народа, позволяло совершать маленькие чудеса, которые Андроников называл «устными рассказами». Некоторые из этих шедевров, к счастью, сохранились в виде телевизионных фильмов-спектаклей. Один из них посвящен эпизоду вполне научного, но в устах Андроникова, захватывающе-детективного, поиска адресата (Н.Ф.И.), которому было посвящено одно из стихотворений М.Ю. Лермонтова. Номинально рутинную, далекую от дешевых сенсаций, исследовательскую работу, которую теперешняя желтая (да и официозная) пресса предпочли бы не заметить, И.А. Андроников преподносит как большой артист – виртуозной вязью излагая текст, демонстрируя нам галлерею встреченных им персонажей. А между тем, маленький детектив разворачивался в середине тридцатых годов, когда еще живы были внучки возлюбленной Лермонтова, той самой девушки, которая оказалась недальновидной, отвергнув живого классика русской литературы. Предпочла поэту, человека меркантильного, не чистого на руку, арестованного впоследствие за казнокрадство… Женщины, где же бывают подчас ваши глаза, интуиция? А может быть, дело в банальной любви к другому? Правда, в 19 веке поиски ответа на этот сакраментальный вопрос нередко приводили к дуэлям. Но, в данном случае, до дуэли не дошло, потому что Наталья Федоровна И… и хватит о сюжете. Хочется еще сказать об Андроникове, других его телевизионных работах. Об эпохе, которая в устах подлинного мастера (без кавычек) художественного слова, вдруг врывается в сознание современного заинтересованного зрителя - в описании образов, речи, мимики, походки, взгляде... Ему, по ходу повествования, иногда помогали другие замечательные артисты. Но в центре внимания всегда оставался он - сгусток энергии, фонтан красноречия, бездна остроумия. Подлинный герой своего времени. Задаюсь вопросом : кому это нужно сегодня? Оказывается, нужно. Тем, кто имеет смелость считать себя (главное – быть) интеллигентным человеком. Фильмы Андроникова, обсуждают на интернетских форумах, вот цитата из отклика на просмотр его маленьких шедевров : «Как давно об этом мечталось, какой огромный пласт воспоминаний, значение и влияние этого феноменального рассказчика на людей, его вклад в развитие культурного уровня целой страны – неоценим». Закончу рассуждения о фильме, который, уверен, уже стал культурным достоянием нашего отечества, лермонтовской строчкой : "На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова". Классик словно предвидел, что один из потомков его современников, создаст о нем зрелище, достойное исторической памяти людей, любящих и сохраняющих русскую культуру.
Я тоже смотрела и читала Андроникова (мне тем более любопытна была "Загадка НФИ", что я тоже Наталья Федоровна). На мой взгляд, Вы несколько жестковато во вступлении прошлись по современным мастерам разговорного жанра, но тем не менее: спасибо за то, что вспомнили Ираклия Луарсабовича на этом форуме. Думаю, что никогда не устареет настоящий артистизм, аристократические манеры, глубокое знание того, о чем он говорит, и страстная любовь к литературе...Встречаются такие люди в науке: Тарле, Лотман, Лев Гумилев...Они о прошлом говорили так, как будто лично знакомы с Наполеоном, Лермонтовым, Пушкиным. Страстное отношение к своему делу. А Андроников , будучи из их плеяды, еще и артист незаурядный. Так что рецензию Вашу оцениваю высоко, спасибо, что напомнили.
Спасибо и Вам! Сейчас иной раз слышишь, что культура не погибает, а видоизменяется. Увы, это не так. Если явлениями культуры (это после имеющегося культурного наследия!) считать рэп, попсу и театрализованное потакание похоти - то такое видоизменение, есть ни что иное, как тяжелая болезнь, воспитывающая безмозглых потребителей зрелищ. Это может привести к необратимым последствиям для всей цивилизации.
Ну-ну, не горячитесь! Предсавьте себе нашего героя: Андронникова. Как вы считаете, он пошел бы удовлетворять потребность в культуре в ночной клуб, в пивной бар или к телевизору, смотреть "Дом-2"? Вряд ли. Скорее, он бы предпочел филармонию, театр, библиотеку. А ведь все эти учреждения по-прежнему работают! Это наша вина, что мы ищем культуру, не там, где нужно ( в сфере развлечений). Согласитесь, что кабаки, бордели существовали и раньше. Просто никому не приходило в голову кабацкого музыканта считать серьезным музыкантом. А сейчас очень любят все перемешать.