16+
Лайт-версия сайта

Романтическая история Марии Тальоне и Айвазовского

Литература / Проза / Романтическая история Марии Тальоне и Айвазовского
Просмотр работы:
17 декабря ’2024   09:51
Просмотров: 47

*Этот текст с фотографиями можно увидеть на моём канале Дзен, пройдя по ссылке:
https://dzen.ru/id/651fa66710c0d519cdbdfa65


Марию Тальони можно смело назвать одной из самых ярких звёзд мирового балета. Выступая на сцене, она, словно парила, покоряя сердца зрителей.

Наш рассказ о И.К. Айвазовском и этой прославленной балерине XIX века мы начнём с детства Марии, о котором не можем не сказать, ведь она была потомственной представительницей целой балетной династии, причём, в третьем поколении. О великом живописце мы рассказали достаточно много в нашем предыдущем повествовании, поэтому, сегодня уделим больше внимания Марии.

Отец, Филиппо Тальони был известнейший хореограф и педагог, мать София-Эдвига Карстен выступала солисткой балетной труппы. Дед - солист Королевской оперы в Стокгольме, а бабушка была польской актрисой. Родилась Мария 23 апреля 1804 года в Стокгольме, затем родители переехали в Австрию. Далее её судьба складывалась совсем не так гладко, как может показаться на первый взгляд, учитывая знаменитых родственников.

Прежде всего нужно сказать, что внешность у Марии была довольно своеобразной. Красавицей её никто не называл, по крайней мере, в детстве. Лицо было не то, чтобы уродливым, скорее, не привлекательным. Но самый главный изъян, недопустимый при занятиях балетом, обнаруживался в её фигуре. Мария была сутулой, причем искривление позвоночника заключалось в округлой спине, и это, в общем-то, было совсем нетипично для молодых людей того времени, особенно девочек.

У Марии был родной брат. Его звали Поль. Отец, когда дети были совсем маленькие, начал их учить основам сценического танца, но едва они подросли, решил отправить обоих в Париж, обучаться у своего учителя, знаменитого Франсуа Кулона. Он, к слову сказать, обучал практически всех звёзд балета того времени. Жан-Франсуа внимательно посмотрел на детей своего бывшего воспитанника и произнёс такие слова: «Мальчик вполне перспективный, но что я буду делать с этой горбуньей?». Вот так он назвал будущую звезду балета.

Теперь, перед тем, как мы перейдём к нашему дальнейшему повествованию о судьбе Марии, скажем пару слов о том, что представлял из себя балет в то далёкое время.

Прежде всего, это было развлечение для аристократии. Причем не только в плане посмотреть, но в большей степени – самим поучаствовать. Да, вы не ослышались. Хорошо уметь танцевать должны были все представители высокого сословия. Мало того, по плохому умению делать это, определялась принадлежность к потомственной аристократии. Можно было скрыть такой факт приобретёнными навыками вести непринуждённую светскую беседу, или, скажем, виртуозно фехтовать шпагой. Однако не изящно исполненные поклоны и реверансы в менуэте, или скользящие шаги в бурре, позволяли безошибочно определить новоявленного аристократа, который благодаря деньгам приобрёл лишь статус, а не признание высшего общества. Прекрасно танцевали короли и королевы, на них ровнялись все остальные. Не думаем, что нужно говорить о огромном значении идеальной осанки при таких особенных танцах. Из дворцов балет постепенно перекочевал в театральные залы, но основные требования к манерам исполнения танца и внешнему виду всех участников труппы изменились разве что, в более совершенную форму.

Что оставалось делать в таком случае маленькой девочке, и её отцу, который хотел видеть свою дочь звездой мирового балета? Правильно – много и очень кропотливо работать. Филиппо Тальони решил сам обучать Марию и поставил такие высокие цели в этом, что звучали они просто фантастически – его дочь должна была научиться преодолевать земное притяжение, и танцевать на сцене, словно летая по воздуху. Только не вздумайте смеяться по такому поводу. Скажем так, зрители, которым удалось видеть её выступления, заверяли: «Да, она летала!»

Мария Тальоне вошла в историю, как первая балерина, станцевавшая на пуантах, и первая, выступившая в простом белом балетном платье с юбкой – пачкой. Много ли это? Ответ прост – это был переворот всего существующего прежде в балете.
Избалованную парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале». Ей в то время исполнилось 23 года. В марте 1832 года в премьере балета «Сильфида» она вышла в своём новом балетном платье и на пуантах.

Далее мы не будем больше углубляться в балетную тему, а продолжим наш рассказ о Марии Тальоне и Иване Айвазовском. Их знакомство состоялось весьма удивительным образом в 1837 году. Двадцатилетнего юношу, который, кстати, уже почти закончил досрочно Академию художеств, в Санкт – Петербурге, сбил экипаж знаменитой балерины. В городе на Неве, как раз с успехом шла «Сильфида». Это происшествие не имело тяжёлых последствий для физического здоровья Айвазовского, а вот душевный покой его был решительно нарушен. Дело в том, что великая балерина подвезла великого живописца до дома, и подарила пригласительный билет на одно из своих выступлений. Иван Константинович спектакль посетил, и был совершенно сражён неземной грацией и красотой балерины. Они стали встречаться, и их чувства были взаимными.

Нужно сказать, в 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазена, и даже родила двух детей, сына и дочь, что само по себе очень нетипично для женщин, посвятивших свою жизнь балету. Отношения с супругом не сложились и в 1835 году они развелись. На момент встречи с Айвазовским ей исполнилось 33 года. Разница в возрасте была довольно существенной – 13 лет. Возможно, поэтому, развиваться дальше их отношения не стали, не смотря на пылкие признания молодого Ивана Константиновича. На прощание она подарила ему свою балетную туфельку.

Однако в Санкт – Петербурге их встречи не закончились. Когда Айвазовский посетил Венецию в своей зарубежной командировке от Академии, он опять встретился с Марией Тальоне. В знак памяти об этой встречи он потом написал картину «Вид Венеции со стороны Лидо», в которой можно увидеть сидящих в гондоле мужчину и женщину. Биографы и исследователи жизни великого мариниста сходятся во мнении, что Иван Константинович изобразил на картине себя и Марию.

Эту, возможно, свою первую любовь, И.К. Айвазовский не забыл до самой смерти, сохраняя подаренную Марией Тальоне туфельку.

Великая балерина умерла в 1884 году. На её надгробии могилы в Париже, на кладбище Пер-Лашез, высечены такие слова: «Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе». Великий живописец ушёл из жизни через 16 лет, в 1900 году. Он похоронен в Феодосии. На его могильном памятнике имеется надпись: «Родившись смертным оставил, о себе бессмертную память».






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft