КУПАЛО (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».
Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства на Руси, и дохристианского славянского праздника Купало.
Праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – "Ночь накануне Купало". Всю ночь длились пирования и купания в водоемах. Молодые люди плели венки, водили хороводы, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу.
"Есть трава папороть. Растет в лесах около болот или в лугах. А цветет она накануне Иванова дня в полночь, одним часом отцветает, а цветет точно огонь горит".
...Преданья старины повествуют, что светлой полночью на праздник Ивана Купала, в волшебную ночь июля расцветает среди темной зелени сияющий цветок. Он цветёт единственный раз. Говорят, что если сорвёт кто-нибудь этот чудодейственный цветок, то... засверкают молнии и загремит гром и зашумит среди крон высоких деревьев сердитый ветер. Ведь тёмные силы охраняют цветок, чтобы не смогли люди понимать язык всего сущего.
Но, может статься, что девушка, которая без страха и с надеждою, придёт в лес этой ночью и, чувствуя сердцем нужную тропинку, найдёт огненный цветок. На изящных лепестках которого отблески алой утренней зари, которой ещё предстоит окрасить высокое летнее небо.
Найти и удержать в ладошках это нежное чудо сумеет лишь дева с сердцем, способным любить, и она узнает сокровенную тайну любви светлой. И сможет, имея чистую душу, поговорить с душою своего любимого, ещё не встреченного пока... Ещё она научится понимать язык птиц и облаков, деревьев и цветов.
А если так случится, что не найденным останется цветок тот золотисто-алый, то... Закроются утром лепестки нежные, чтобы не коснулись тайны его лучи июньского солнца. И спрячется он вновь в темноту густых листьев папоротника, похожих на зелёные перья таинственной птицы-вещуньи.
-------------------------------------------------------------------------------------
музыка: Григорий GoGaTM (автор НГ)
изображение: художник Б.Ольшанский, автор коллажа Valery_
текст: стихи и эссе: Valery_
------------------------------------------------------------------- Уважаемое Жюри! 1. ДОЗОР (сущ. муж.) - обход для осмотра "Выйти в дозор...". Синонимы: патруль, обход, караул. Ещё и небольшая разведывательная, наблюдательная группа (Толковый словарь Ожегова)
2. Допустимы два варианта для неодушевлённого существительного: вЕтры / ветраА. Толковый словарь Ушакова дает вариант "ветрА" как просторечный. А собственно, на каком языке должна изъясняеться девица VII века? Но, этот вариант: ветраА - ещё и поэтический и литературный...
3. Уважаемый Sokolovskiv, приятно Ваше внимание к плейкасту. Ночь на Иван-Купала, как раз накануне летнего солнцестояния... Увы, вмешалась путаница стилей: «новый/старый».
Автор, Вы в превью пишете о славянских языческих богах, а музыкальное сопровождение - о боге солнца инков, которому приносили каждый день человеческие жертвы... На картинке - вполне современная женщина в современном платье с коротким рукавом... В стихотворных строчках на картинке не понятно, о чём ЛГ взмолится "богу Солнца и Света" - получается, что строчки вырваны из контекста... На мой взгляд - получился эдакий винегрет, в котором все компоненты сами по себе, увы...
мне теперь нравится)))
Музыка (кажется я знаю чья)))- красивая и очень солнечная. Для приветствия солнца в день равноденствия - вполне подходит. Картинка - тоже соответствует) Соотношение изображения и фона - вполне, раз Вам так видится... Зато сразу отличается от других)
Очень противоречивая работа, согласна с Татьяной. Песню слушать мне больно, невыносимо даже. Что-то отталкивает, совершенно не наше. Почитала про Зоилу Августу - перуанское сопрано - совершенно непонятно к чему это здесь? Замечательно, что Вы рисуете и рифмуете. Насколько я читала о Купале, то все действа происходили в ночь с 6 на 7 июля, стало быть, летом. А при чем здесь Ярило - бог весенних гроз? В описаниях Купальских традиций не приходилось читать про Перуна.
Еще сама картинка у Вас разделена на 2 части: собственно рисунок и такая оливковая полоса с четверостишьем. А по-другому никак нельзя стих разместить? Может быть рисунок на всю картинку сделать, а текст где-то сверху?
Что касается самого текста, то 2-я строка выбивается из ритма и не совсем точное выражение:
Я взмолюсь богу Солнца и Света
И вЕтра попрошу стать дозором...
Как бы надо ветер попросить или у ветра спрашивать. А если у Вас ветрА, тогда попрошу стать дозорами - тк мн число.
И согласна с Татьяной о платье девушки - здесь совершенно не купальский сюжет. Атрибуты все же должны присутствовать: венок на голове, белая свободная длинная сорочка с вышивкой, поясок. Здесь совсем не так.
Спасибо. А ссылки на изображения художника Б.Ольшанского зачем? Чтобы сравнить с Вашим? Сравнила, разница очевидна. Ярило убрали вместе с Зоилой. Теперь ближе к тебе. Про открытку поняла. Вы правы, такое имеет место быть.
А кто кроме Вас соавтор НГ? По усл конкурса не менее 2-х авторов должны быть в работе. Вы - автор картинки, стиха и собственно каста. А еще кто-то есть?
Ириш, дозор, состоящий из нескольких ветров - вполне может быть))) Например в книгах Сергея Лукьяненко "Ночной дозор" - добрые волшебники, светлые, а "Дневной дозор" - тёмные каки))
Татьяна, у меня вопрос возник не к слову "дозором", а к "ветра". Здесь по ритму ударение на окончание, получается р.п. если это ед ч или мн.ч, звучит коряво и мне непонятно. Предложение не согласовано явно. Очень интересно получается с изображением. В 1 варианте оно было авторское, теперь уже и нет. Опять сменилась муз сопровождение - понимаю для чего. Теперь 2 соавтора НГ. Автор прислушался. На мой взгляд этот вариант неплохой.
Поддерживаю работу!
На мой взгляд, все гармонично и органично!
Я вижу, что "уважаемое жюри" препарировало работу,
как будто для них это вопрос жизни и смерти!
А я думал, что Купала, по древним преданиям - Бог, сын Бога первородного огня Семаргла Сварожича и Богини ночи Купальницы, из-за любви которых начала заметно удлинятся ночь на осеннее равноденствие и народились через 9 месяцев двое детишек, Кострома и Купала, и которых судьба развела на долгое время. А когда они сова встретились, между ними произошел инцест, т.к. они друг друга не узнали и влюбились без памяти. За то навлекли на себя гнев богов страшный, дальнейшее будущее их оказалось плачевным, выжить им не удалось. Но, по преданиям, Бог велес все же сжалился над ними, и дал им шанс быть вместе, превратив в цветок, который так и назвали "Кострома и Купала", а после переименовали в более звучное "Иван да Марья"
А еще я всегда считал, что Купала празднуется на летнее солнцестояние, когда солнышко в куполе, в противовес зимнему на Карачун, и это точно не в июле, ведь тогда уже дни начинают укорачиваться.
Просто если уж о язычестве писать решили, то не уклоняйтесь от языческих традиций. И простите, если обидел кого, и за опечатки тоже простите великодушно.
Люди ищут информацию в интернете, а там её полно - всякой разной))) Кто захотел, тот и написал. И не проверяет же никто эту кучу сайтов, которая плодится в геометрической прогрессии.Поэтому и бывают ошибки, неточности и нелепости. Привыкли мы доверять СМИ с советских времён. Отвыкаем потихоньку...
Так у Автора у самого противоречие в тексте. Он говорит, что праздник посвящен летнему солнцестоянию, которое в этом году 21 июня проходило, и тут же отмечает, что в начале июля Купалу гуляют.
Валерия, сообщество "Купалинка" поздравляет Вас с победой в анонимном авторском конкурсе "Языческий праздник" и благодарит Вас за участие!ъ
Дополнительно к призам от сайта за желание и стремление к победе Вы награждаетесь двумя услугами "Трибуна". Услугу "Сыграй на радио сам" получает автор музыки к плейкасту. Поздравляем!