Привет, varelik!
Sizovaev все правильно написала, молодчага!
Кто бы ни был заказчиком, обязательно добейся личного контакта (хоть через скайп). Ты просто поймешь с кем имеешь дело. И если только закрались малейшие сомнения в заказчике (это ведь может быть и контора, типа банка), завязывай. Тебя ожидают такие нервомотания, что фраза "на хрен я с вами связался" в твоих устах будет звучать через каждую минуту:)))
Особенно "опасны" адвокаты и банкиры. Этот тип личностей по-настоящему считают, что владеют миром и его обитателями. Ох, сколько они кровушки у меня попили!..
И среди "простых" музыкантов попадаются ой какие непростые. Один такой чувачилло заказал минуса, а потом я выясняю, что он съезжает в Германию, и место у него уже есть где работать, да вот минусов только нет. Я знаю стоимость аранжировки "на Западе", и выдаю ему результат уровня той цены, которую он сам назначил. Ой, что началось!!! И он сам, и его родня - даже пытались блатных на меня натравить - хе-хе-хе!, это на меня-то!!!
Я этому чувачилле сказал: - "Твои деньги я отработал. Если что не нравиться - либо башляй за дальнейшую доработку, либо садись и играй сам. Я "вырулю" твои партии, но это тоже будет стоить денег. Или ты решил, прикинувшись нищим лошариком, за пять копеек здесь заработать 10000 евро там? Ты, видимо, решил меня кинуть?!"
Но куда страшнее адвокаты! Был у меня заказ - надо было сделать вокализ Меркюри "Мама мия!" из "Богемской рапсодии" чисто инструментально в стиле "техно". Т.е., все, что он напел, надо было сделать инструменталом. Заказ для ребенка, но платит папа-адвокат. А заказ делала мама (очень тонкий момент!) Я серьезно повозился с материалом и выбрал версию для показа, назовем её первой. Пришел папа, послушал, ему не нравится, хотелось бы слышать артикуляцию по фонемам. Я из глубин интернета нарыл хороший органный звуковой SF2-банк, где фильтра срабатывали на атаку, в результате чего возникало ощущение, что орган "разговаривает". Делаю условную "вторую" версию и приглашаю папу. Тот слушает, морщится - не те слова говорятся (это он про оргАн!!!). Я начинаю ухахатываться. Папа ни чуть не теряясь, заявляет, что мама, осуществляя заказ, не совсем точно сформулировала конечную цель. Я в ответ говорю, что сумма обозначенная донельзя конечная. И я на эту сумму уже отработал, хотя даже аванса не получал. Папа предлагает удвоить сумму гонорара, но хотелось бы ему, чтобы "Мама мия" слышалась в инструментовке. Я переспросил - мож напеть? Нет-нет-нет, никаких вокализов, только инструменты!
Порылся я в "плагах", нашел более-менее устойчиво работающий вокадёр, и прописал все заново. Вот тут даже я сам потащился - это было интересно и достойно.
Приглашаю папу с мамой вместе. Приходят, слушают. И вот как начинается "развод на лоха". В первую очередь запускаются дебаты об услышанном с резким переходом на финансовый кризис и соответствующей роли музыкантов в планетарном искусстве в сравнении с музыкальной ситуации на Западе. То, что я сделал - это, конечно же, ничтожно и требует (внимание!) профессиональной экспертизы. Мне даже рта не дают открыть - забалтывают-забалтывают-забалтывают... И в финале звучит следующее: - Дайте нам этот файл, мы хотим показать его экспертам.
- Кому?, - ошалело переспрашиваю я. (Я знаю всех "реальных" музыкантов города, какие эксперты?)
- Дадим послушать экспертам.
И я понимаю все, что будет дальше. "Денег платить за работу не собираетесь?" - спрашиваю, готовя файл к уничтожению.
- Пусть эксперты послушают.
- Да нечего уже слушать. Нет этой вещи... - уничтожаю файл, - и не было!
Видел бы кто их лица в тот момент! Какой был шквал эмоций! Но тут уже я рулил ситуацией, и я по-позерски закуриваю сигарету и, подражая Челентано, заявляю: - Мне насрать на ваши россказни обо мне, а вот инфу о вас я уже передал всем аранжировщикам города. Прощайте, ненаглядные мои!
Вот такая лирика творчества!
Теперь конкретика:
1. Договор сторон может быть как бумажным, так и устным:
1.1 в бумажном договоре обязательно должно стоять кто конкретно оплачивает заказ;
1.2 авансовые платежи конкретными датами (если предусматриваются, и порядок их возврата), дата окончательного расчета (предполагаемая, т.к. исполнение заказа может растянуться на непредвиденный срок);
1.3 наличие приемной (согласительной) комиссии для принятия окончательных решений по приемки заказа;
1.4 количество возможных переделок без дополнительной оплаты. Обычно, без базовой версии - две (в сумме получается три). И здесь надо напомнить заказчику, что ты засел за его проект и все остальные заказы по-боку (т.е., заказчик отсекает тебя от уже имеющегося заработка, но ты идешь ему навстречу
)
Остальные пункты типа вида носителя информации и порядок разрешения споров есть в типовых договорах.
При устном договре, если ничего нет под рукой, включи мобильник на запись. Эта запись пригодится, поверь мне! И, все что было бы в бумажном договоре, излагай устно и постарайся получить на свои вопросы четкий и ясный ответ, дабы хоть как-то зафиксировать безмерность вожделений заказчика
Опять обычный отзыв получился чуть ли не главой из "Повести временных лет", да уж как получилось. Удачи!!!