Что бы поставить точку в этой теме о сольфеджио, хочу опубликовать для музыкантов список видов музыкального слуха //по убыванию// на которых влияет сольфеджио //сольфеджирование// как дисциплина. Первые - очень влияет и последние в списке - не влияет //или менее всего влияет//, так как эти виды слуха имеют сугубо природные происхождения, которые называют одарённостью, талантом или же полным отсутствием такового слуха в человеке. Стоит так же обратить особое внимание на музыкальную память, которая, хоть и не является показателем того или иного вида слуха, но даёт многие преимущества её обладателю. Развитие музыкальной памяти, так же относится к сольфеджио и более всего, связанно с внутренним слухом //по определению// и развивается путём сольфеджирования и написания муз. диктантов.
* Относительный или интервальный слух
* Внутренний слух
* Звуковысотный слух
* Динамический слух
* Мелодический слух
* Тембральный слух
* Метроритмический слух
* Ладовый слух
* Фактурный и Архитектонический слух (#)
* Гармонический слух (#)
* Полифонический слух (#)
* Абсолютный слух (сугубо природный дар, проявляющийся в достаточно юном возрасте. Более сорока процентов его обладателей, попросту лишены мотивации к музыкальной деятельности, а четверть его обладателей имеют весьма средние художественно-исполнительские данные, а иногда и полное отсутствие таких данных).
--- Все 12 видов можно разделить на три пункта //раздела// высоких музыкальных способностей //не талантов// в человеке //по структуре их развития//:
1. *** Интонационного слуха
2. ** Чувства ритма
3. * Аналитического слуха
______________________________________________
!!! громкая музыка портит слух !!! Исправить испорченный, травмированный слух не представляется возможным с медицинской точки зрения никак. Берегите свой слух и не увлекайтесь громкостью, даже если вы и привыкли к таковой.
______________________________________________
# - решеткой отмечены три наиболее трудоёмких в воспитании ребёнка //человеке// вида слуха, как с методико-практической точки зрения, так и с постановкой таковых задач у преподавателей музыки, поскольку они напрямую зависят от природных, врожденных данных.
P.S. Теперь можно представить какими видами слуха обладал Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Чайковский и др. известные музыканты-композиторы. Да, именно всеми без исключения в той или иной степени, что не соизмеримо больше, тех показателей, наличие которых демонстрируют многие современные музыканты, авторы и композиторы в своих работах. Поэтому как говорят: учите мат. часть и с её помощью развивайте свои музыкальные //слуховые// способности. Учиться никогда не поздно.
Хочу добавить к выше написанному Игорем.
Начну с вопроса, который очень часто слышу от более теоретически осведомлённых молодых композиторов, битмейкеров. "Какой вид музыкального слуха наиболее важен с профессиональной точки зрения для композитора?". Отвечу сразу из многолетнего практического опыта - гармонически-полифонический.
Что бы доказать это, придется написать целую научную статью, опираясь на собственные исследования и наблюдения в работе с юными музыкантами. Именно этот вид музыкального восприятия //слуха// считается наиболее трудным, и практически не подлежит воспитанию, так как в его основе, заложены именно художественно-звуковая способность музыкальной одаренности, ощущения музыкального звука и чувствительности к различению высоты звука.
Допустим, когда человек не только слышит, но и употребляет в своих работах двутональность или //уж очень упрощенно// одновременное сочетание двух аккордов //До мажор и Ля минор, или Ре минор и Фа мажор//, то можно с уверенностью за год-два занятий с ним, добиться максимально качественного и полного развития его гармонического слуха. Ещё проще можно привести примеры, когда //особенно джазовые// пианисты используют левую руку в мажорной тональности, а правую в минорной. Скрипки в оркестре могут вести арпеджио в минорной тональности, а виолончели в мажорной и т.д. Кто действительно это слышит, может послушать Баха, ну или хотя-бы оркестровые //и не только// работы И.Крутого //это к более живому примеру//, где именно и отображается та самая максимальная гармонически слуховая полифония авторов.
Находясь здесь не так много, //но по большому опыту работы с музыкантами// могу сказать, что этим видом слуха обладают единицы из сотен, хотя у меня нет всей картины по каждому автору, даже на этом сайте. Прошу заранее простить за краткость и безапелляционность.
Обладаете ли вы таким слухом, выяснить можно вполне обычным примером, написав собственное //очень короткое, минутное// сочинение, используя три, четыре или даже пять классических инструментов, из которых каждый, исполняет свою независимую, отдельную тему без ударных и перкуссии. Использование аккордов любым из инструментов, является недопустимым. Такие упражнения относятся уже к полифонии. Попробуйте доказать что обладаете тем самым полифоническим слухом.
В качестве примера позволю себе опубликовать работу одного автора, имя которого по моей просьбе останется пока неизвестным. Эта работа является ярким примером обладания полифоническим слухом как в абсолютном восприятии, понимании и наиболее важным, это отображения присутствия самой полифонии в музыканте.
На изображении показана общая партитура daw пяти инструментов.