Зарегистрировано — 123 588Зрителей: 66 655
Авторов: 56 933
On-line — 17 356Зрителей: 3396
Авторов: 13960
Загружено работ — 2 126 643
«Неизвестный Гений»
Новости
Какой была реклама по-советски, или Что в СССР продвигали в массы
Советский Союз хоть и небезосновательно считался территорией за «железным занавесом», но о рекламе в стране знали. Конечно, ниша монополизировалась государством и регулировалась плановой экономикой. Но в этом и состояла вся прелесть. Советская реклама, не в пример сегодняшней, не стремилась любыми путями привлечь внимание с конечной целью обогащения рекламодателя. Даже на этом уровне все делалось, что называется, «для людей». Рекламные рычаги подсказывали советским гражданам правильные, пусть и с точки зрения госстроя, жизненные маршруты.
Ленинские ограничения и рекламный ренессанс НЭПа
В имперской России рекламное дело ни в чем не отставало от Запада. С 1816-го печать осуществлялась литографическим методом. Но с приходом большевизма новые власти увидели в рекламе уподобление капиталистическим настроениям. И в сентябре 1917-го Владимир Ильич заключил, что свободная печать помогает богатым систематически и неуклонно одурачивать и развращать угнетенную, эксплуатируемую бедноту. И уже к ноябрю нарком РСФСР по делам печати издал Постановление «О госмонополии на объявления». На какое-то время реклама в ее классическом виде исчезает совсем, а на ее место приходят политические призывы и лозунги. Первым и единственным социально-информационным рупором становятся публичные выступления активистов. До 1921-го к созданию агитационных речевок и соцплакатов власть привлекала поэтов и художников Маяковского, Родченко, Черемных, Ефимова, Клуциса, Дени. Благодаря им такого рода реклама становилась близкой народу и не вызывала критики коммунистических идей со стороны населения.
14 марта 1921-го правительство объявляет о старте Новой Экономической Политики. Наверху решили, что без частников экономику не поднять, и дали бизнесу право работать самостоятельно на легальных основаниях. Сформировалась ведомственная комиссия по рационализации торговой рекламы. Ведь с демонополизацией рынка госкооперативам и синдикатам отныне предстояло конкурировать с частными предпринимателями. Так случился ренессанс коммерческой рекламы. С этого момента стали множиться торговые плакаты. НЭП-экономика пестрела рекламой всех видов продуктов: чулки, косметика, парики, галоши. Самыми крупными производственными объединениями считались «Табакотрест», «Резинотрест», «Моссельпром». В последнем появился первый в истории рекламный отдел. Фабрики, входящие в эту корпорацию, взяли за основу дореволюционные рекламные традиции: пачка сигарет комплектовалась вкладышем-календариком с изображением рекламируемого предприятия. Ни до НЭПа, ни весь последующий советский период страна не знала такого изобилия качественно конкурирующей рекламы.
Плакаты-призывы 60-х и пропаганда во благо
На протяжении последующей советской истории печатная реклама представляла собой инструмент откровенной государственной пропаганды. Конечно, имело место навязывание, но делалось это во всеобщее благо. К примеру, с появлением первых гражданских авиаперевозок народ побаивался перемещаться небом, по старинке пользуясь поездами или автобусами. И тогда за разъяснительное дело взялись рекламные плакаты. Массово пропагандировался ЗОЖ, отказ от злоупотреблений алкоголем, важность правил гигиены, стремления к высокой производительности труда. Что касается товарной рекламы, то чаще всего внимание уделялось не конкретным торговым маркам, а полезным или новым продуктам. Если сказать общо, то советская реклама продвигала не товары во имя обогащения производителя, а актуальную и продуктивную идеологию. В этом и состоит главное различие в исходных кодах рекламной отрасли вчера и сегодня.
Есть довольно убедительная и во многом документально подтвержденная версия о том, что нацистский идеолог-пропагандист Геббельс заимствовал некоторые идеи у СССР. Правда, кое-кто считает с точностью до наоборот. Можно утверждать одно: первостепенным принципом обоих тоталитарных режимов было стремление донести идеи до каждого. И если в Германии «фюрер вошел в каждый дом», то в СССР «дорогого Леонида Ильича слышно из каждого утюга».
Первая видеореклама: женское белье, аэрофлот и драгоценности
Поначалу советская реклама не предусматривала видеоформат. И даже с появлением видеороликов не подавалась телезрителю подобно сегодняшним вставкам при просмотре телепередач и фильмов. Самый первый рекламный ролик в СССР был посвящен кукурузе и попал на телевидение в 1964 году в период правления Никиты Сергеевича Хрущева. А в 1972-м состоялась первая премьера рекламного видеоролика для широкой публики. Рекламу шоколада, снятую в Ленинграде на киностудии нехудожественных картин, показали перед началом сеанса в кинотеатре. Автором сценария 60-секундного фильма стал Никита Михалков. Спустя год на той же кинофабрике появился единственный представленный публике советский рекламный ролик эротического формата «Женское белье». Режиссером и одновременно оператором беспрецедентной в СССР работы выступил Виктор Петров.
Вскоре рекламу вклинивают в художественный фильм. Ярким примером считается кинолента «Эффект Ромашкина». Увлекательная легкая комедия повествует о четырех приятелях, решивших рекламировать советский кефир. В 1974-м на суд зрителя выпустили музыкальное сценическое представление «Звезда экрана», включавшее рекламу надежности услуг «Аэрофлота». А в небезызвестном фильме «Карьера Димы Горина» присутствует небольшая история с рекламой государственной сберкассы. Героями известных рекламных видеороликов становились любимые народные актеры Михаил Боярский, Олег Басилашвили и др. Рекламные идеи вдохновили на творчество даже Владимира Высоцкого. В 1975-м он написал «Знаки зодиака», исполнив одноименную песню в рекламном ролике ювелирной коллекции завода «Русские самоцветы».
Комментарии:
Нет комментариев"Осень. Карельский перешеек."
Прощай осень !
Рупор будет свободен через:
40 мин. 11 сек.