В имперской России рекламное дело ни в чем не отставало от Запада. С 1816-го печать осуществлялась литографическим методом. Но с приходом большевизма новые власти увидели в рекламе уподобление капиталистическим настроениям. И в сентябре 1917-го Владимир Ильич заключил, что свободная печать помогает богатым систематически и неуклонно одурачивать и развращать угнетенную, эксплуатируемую бедноту. И уже к ноябрю нарком РСФСР по делам печати издал Постановление «О госмонополии на объявления». На какое-то время реклама в ее классическом виде исчезает совсем, а на ее место приходят политические призывы и лозунги. Первым и единственным социально-информационным рупором становятся публичные выступления активистов. До 1921-го к созданию агитационных речевок и соцплакатов власть привлекала поэтов и художников Маяковского, Родченко, Черемных, Ефимова, Клуциса, Дени. Благодаря им такого рода реклама становилась близкой народу и не вызывала критики коммунистических идей со стороны населения.
14 марта 1921-го правительство объявляет о старте Новой Экономической Политики. Наверху решили, что без частников экономику не поднять, и дали бизнесу право работать самостоятельно на легальных основаниях. Сформировалась ведомственная комиссия по рационализации торговой рекламы. Ведь с демонополизацией рынка госкооперативам и синдикатам отныне предстояло конкурировать с частными предпринимателями. Так случился ренессанс коммерческой рекламы. С этого момента стали множиться торговые плакаты. НЭП-экономика пестрела рекламой всех видов продуктов: чулки, косметика, парики, галоши. Самыми крупными производственными объединениями считались «Табакотрест», «Резинотрест», «Моссельпром». В последнем появился первый в истории рекламный отдел. Фабрики, входящие в эту корпорацию, взяли за основу дореволюционные рекламные традиции: пачка сигарет комплектовалась вкладышем-календариком с изображением рекламируемого предприятия. Ни до НЭПа, ни весь последующий советский период страна не знала такого изобилия качественно конкурирующей рекламы.
На протяжении последующей советской истории печатная реклама представляла собой инструмент откровенной государственной пропаганды. Конечно, имело место навязывание, но делалось это во всеобщее благо. К примеру, с появлением первых гражданских авиаперевозок народ побаивался перемещаться небом, по старинке пользуясь поездами или автобусами. И тогда за разъяснительное дело взялись рекламные плакаты. Массово пропагандировался ЗОЖ, отказ от злоупотреблений алкоголем, важность правил гигиены, стремления к высокой производительности труда. Что касается товарной рекламы, то чаще всего внимание уделялось не конкретным торговым маркам, а полезным или новым продуктам. Если сказать общо, то советская реклама продвигала не товары во имя обогащения производителя, а актуальную и продуктивную идеологию. В этом и состоит главное различие в исходных кодах рекламной отрасли вчера и сегодня.
Есть довольно убедительная и во многом документально подтвержденная версия о том, что нацистский идеолог-пропагандист Геббельс заимствовал некоторые идеи у СССР. Правда, кое-кто считает с точностью до наоборот. Можно утверждать одно: первостепенным принципом обоих тоталитарных режимов было стремление донести идеи до каждого. И если в Германии «фюрер вошел в каждый дом», то в СССР «дорогого Леонида Ильича слышно из каждого утюга».
Поначалу советская реклама не предусматривала видеоформат. И даже с появлением видеороликов не подавалась телезрителю подобно сегодняшним вставкам при просмотре телепередач и фильмов. Самый первый рекламный ролик в СССР был посвящен кукурузе и попал на телевидение в 1964 году в период правления Никиты Сергеевича Хрущева. А в 1972-м состоялась первая премьера рекламного видеоролика для широкой публики. Рекламу шоколада, снятую в Ленинграде на киностудии нехудожественных картин, показали перед началом сеанса в кинотеатре. Автором сценария 60-секундного фильма стал Никита Михалков. Спустя год на той же кинофабрике появился единственный представленный публике советский рекламный ролик эротического формата «Женское белье». Режиссером и одновременно оператором беспрецедентной в СССР работы выступил Виктор Петров.
Вскоре рекламу вклинивают в художественный фильм. Ярким примером считается кинолента «Эффект Ромашкина». Увлекательная легкая комедия повествует о четырех приятелях, решивших рекламировать советский кефир. В 1974-м на суд зрителя выпустили музыкальное сценическое представление «Звезда экрана», включавшее рекламу надежности услуг «Аэрофлота». А в небезызвестном фильме «Карьера Димы Горина» присутствует небольшая история с рекламой государственной сберкассы. Героями известных рекламных видеороликов становились любимые народные актеры Михаил Боярский, Олег Басилашвили и др. Рекламные идеи вдохновили на творчество даже Владимира Высоцкого. В 1975-м он написал «Знаки зодиака», исполнив одноименную песню в рекламном ролике ювелирной коллекции завода «Русские самоцветы».