Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 502Зрителей: 4620
Авторов: 18882
Загружено работ — 2 126 549
«Неизвестный Гений»
Новости
Чем прославился коллекционер Генри Фрик, который мог приобрести любую самую дорогую «безделушку»
Генри Клей Фрик был бизнесменом родом из Пенсильвании. Несмотря на свое скромное происхождение, он сколотил огромное состояние, занимаясь производством кокса (сырьё, необходимое для металлургии), стали и железных дорог. Он был деловым партнером Эндрю Карнеги и Дж.П. Моргана, а также был директором в сталелитейных и железнодорожных компаниях обоих. Но прежде всего его помнят во всем мире как великого коллекционера искусства Золотого века, который мог приобрести любую дорогую «безделушку».
Краткая биография
Как и в случае с баронами-разбойниками Золотого века, Генри Фрик не был ангелом. Однако его художественная коллекция говорит об обратном, намекая на то, что Генри был достаточно мягким и интересным человеком. Он покупал произведения искусства с раннего возраста и однажды сказал, что «коллекционирование доставляет ему гораздо больше настоящего удовольствия, чем любая другая вещь, кроме бизнеса». По мере роста своего состояния он перешел от покупки гравюр к приобретению работ мастеров старой школы.
Фрик женился на Аделаиде Чайлдс в 1881 году, у них было четверо детей. Только двое, сын Чайлдс Фрик и дочь Хелен Клей Фрик, дожили до зрелого возраста. Изначально семья жила в Питтсбурге, в доме под названием Клейтон, в котором сейчас находится музей и сады.
Генри и его семья переехали из Питтсбурга в Нью-Йорк в 1905 году, сначала арендовав изысканный дом Вандербильта со встроенной художественной галереей. В 1912 году они поручили Томасу Гастингсу из архитектурной фирмы «Каррьер и Гастингс» построить сдержанный дом в классическом стиле на углу 70-й улицы и Пятой авеню. Его строительство было завершено в 1914 году. Первоначальная структура включала только часть музея в том виде, в котором он известен сегодня, а интерьер состоял из семи комнат и специальной художественной галереи, почти во всех из которых была представлена коллекция Фрика.
Коллекция
В соответствии с модой того времени Генри приобретал в основном европейские картины от эпохи Возрождения до конца девятнадцатого века. Работы из его оригинальной коллекции: «Святой Франциск в пустыне» Джованни Беллини, «Сэр Томас Мор» и «Томас Кромвель» Ганса Гольбейна, «Автопортрет» и «Польский всадник» Рембрандта, несколько работ Вермеера, Ван Дейка, Гейнсборо и др.; британские портреты Рейнольдса, «Портрет короля Испании» Веласкеса, несколько работ Веронезе, романтические и барбизонские пейзажи, а также полный набор живописных панно Франсуа Буше и Жана-Онора Фрагонара.
В более поздние годы Клей заинтересовался европейским декоративным искусством, эмалями, бронзовой скульптурой эпохи Возрождения, китайским и европейским фарфором. У него было несколько работ импрессионистов (ультрасовременных художников того времени), но обычно он не коллекционировал современное или американское искусство. Он приобретал их через крупных дилеров, таких как Knoedler Trading Company и Joseph Dubeen, последний из которых оказал глубокое влияние на художественный вкус Генри. На него также повлияла известный дизайнер интерьеров Элси де Вульф, которая также не была равнодушна к предметам декоративного искусства и охотно приобретала некоторые из них.
В отличие от своих современников Изабеллы Стюарт Гарднер и более позднего коллеги Альберта Барнса, Генри не имел намерения заморозить свою коллекцию произведений искусства на момент смерти. В отличие от них, он не приобретал и не выставлял произведения искусства, основываясь на личных эстетических теориях, которые он хотел сохранить. Когда он основал музей, он даже оставил в своем завещании средства на дальнейшие приобретения различных произведений искусства. Поэтому не все основные шедевры в коллекции Фрика были приобретены самим основателем. Некоторые из самых знаковых работ музея, в частности, «Портрет графини д'Оссонвиль» Жана-Огюста-Доминика Энгра, попали в коллекцию после смерти Генри.
Дочь Фрика, любившая искусство, сыграла важную роль в расширении коллекции на протяжении двадцатого века. Несмотря на возражения отца, она увеличила коллекцию картин раннего итальянского Возрождения, но в остальном она приобретала только те произведения, которые соответствовали вкусу её отца. Согласно требованиям в завещании, музей продолжил пополнять коллекцию дополнительных работ художников, чьи стили гармонируют с оригинальной коллекцией. Совсем недавно музей получил 26 работ на бумаге таких популярных художников, как Джон Сингер Сарджент, Франсиско де Гойя и Элизабет Виже Лебрен.
Превращение дома в музей
Генри не открыл свой дом и коллекцию для публики при жизни, но планировал сделать это после смерти. Однако, вероятно, это было вызвано приобретением ряда особо примечательных коллекций у Джозефа Дювина, дилера бывшей коллекции Джона Пирпонта Моргана в 1910-х годах. В своем завещании Клей передал дом и коллекцию в общественное пользование с целью поощрения и продвижения изучения искусства и распространения соответствующих общих знаний. Дом семьи Фрик и его художественная коллекция должны были стать музеем после смерти его жены, которая прожила в этом особняке до конца своих дней.
После смерти Аделаиды Фрик в 1931 году, желанный Музей Фрика был открыт советом директоров, в который вошли Хелен, Чайлдс и коллеги Фрика по коллекционированию произведений искусства. Его коллекция была открыта в 1935 году после масштабного расширения и реконструкции, проведенной по проекту архитектора Джона Рассела Поупа. Поуп добавил несколько важных помещений, включая знаковый Садовый двор (ранее находившийся под открытым небом) и Овальный зал, который был расширен в 1977 и 2011 годах и в настоящее время снова расширяется. В особняке сохранилось уникальное сочетание исторического дома и художественной галереи, а такие комнаты, как гостиная и библиотека, остались в том виде, в каком их оставил Генри.
Хелен проявляла большой интерес как к изучению коллекции, так и к ее расширению, и основала рядом с музеем Справочную библиотеку по искусству Фрика, которая открылась в 1924 году. Это одна из самых важных библиотек в стране для изучения истории искусств. Хелен продолжала играть весомую роль в коллекции своего отца, работая в попечительском совете вплоть до своей смерти в 1984 году. Она также основала Художественный музей Фрика в Питтсбурге. У нее не было детей, но потомки ее брата до сих пор связаны с музеем.
Наследие
В 2020 году во время реконструкции и расширения коллекция Фрика временно покинула свою историческую резиденцию. После завершения строительства в доме появятся новые галереи (в которых можно будет выставить работы, находящиеся в настоящее время на хранении), а первый этаж также впервые будет открыт для публики. Пока же коллекция выставлена в бывшем здании Музея американского искусства Уитни на Мэдисон-авеню.
Несмотря на свои относительно небольшие размеры, коллекция Фрика - это динамично развивающееся учреждение, играющее важную роль в нью-йоркской арт-сцене и истории искусства в целом. Музей Генри является одним из организаторов временных выставок, связанных с его постоянной коллекцией, и опубликовал ряд книг как научного, так и общего характера. Однако в 2020-2021 годах коллекция Фрика получила новое общественное признание благодаря выпуску «Коктейлей с куратором» - серии из 66 короткометражных фильмов, демонстрирующих фонды музея. Изначально он был задуман для общения с музейной аудиторией во время закрытия выставки COVID-19.
«Коктейли с куратором» закончились более года назад, но все эпизоды доступны на YouTube, а те же материалы скоро выйдут в виде книги. Сериал является прекрасным примером уникальной утонченности и популярности коллекции Генри Фрика. Генри Клей Фрик, умерший в 1919 году, и мечтать не мог, что его музей станет всемирно известным благодаря видео сериалу о произведениях искусства, которые он никогда не видел до своей смерти. Однако, несомненно, что собранные им произведения успешно выполнили его желание, сделав коллекцию доступной для всех, а также сыграли немаловажную роль в развитии изучения искусства.