Как и в случае с баронами-разбойниками Золотого века, Генри Фрик не был ангелом. Однако его художественная коллекция говорит об обратном, намекая на то, что Генри был достаточно мягким и интересным человеком. Он покупал произведения искусства с раннего возраста и однажды сказал, что «коллекционирование доставляет ему гораздо больше настоящего удовольствия, чем любая другая вещь, кроме бизнеса». По мере роста своего состояния он перешел от покупки гравюр к приобретению работ мастеров старой школы.
Фрик женился на Аделаиде Чайлдс в 1881 году, у них было четверо детей. Только двое, сын Чайлдс Фрик и дочь Хелен Клей Фрик, дожили до зрелого возраста. Изначально семья жила в Питтсбурге, в доме под названием Клейтон, в котором сейчас находится музей и сады.
Генри и его семья переехали из Питтсбурга в Нью-Йорк в 1905 году, сначала арендовав изысканный дом Вандербильта со встроенной художественной галереей. В 1912 году они поручили Томасу Гастингсу из архитектурной фирмы «Каррьер и Гастингс» построить сдержанный дом в классическом стиле на углу 70-й улицы и Пятой авеню. Его строительство было завершено в 1914 году. Первоначальная структура включала только часть музея в том виде, в котором он известен сегодня, а интерьер состоял из семи комнат и специальной художественной галереи, почти во всех из которых была представлена коллекция Фрика.
В соответствии с модой того времени Генри приобретал в основном европейские картины от эпохи Возрождения до конца девятнадцатого века. Работы из его оригинальной коллекции: «Святой Франциск в пустыне» Джованни Беллини, «Сэр Томас Мор» и «Томас Кромвель» Ганса Гольбейна, «Автопортрет» и «Польский всадник» Рембрандта, несколько работ Вермеера, Ван Дейка, Гейнсборо и др.; британские портреты Рейнольдса, «Портрет короля Испании» Веласкеса, несколько работ Веронезе, романтические и барбизонские пейзажи, а также полный набор живописных панно Франсуа Буше и Жана-Онора Фрагонара.
В более поздние годы Клей заинтересовался европейским декоративным искусством, эмалями, бронзовой скульптурой эпохи Возрождения, китайским и европейским фарфором. У него было несколько работ импрессионистов (ультрасовременных художников того времени), но обычно он не коллекционировал современное или американское искусство. Он приобретал их через крупных дилеров, таких как Knoedler Trading Company и Joseph Dubeen, последний из которых оказал глубокое влияние на художественный вкус Генри. На него также повлияла известный дизайнер интерьеров Элси де Вульф, которая также не была равнодушна к предметам декоративного искусства и охотно приобретала некоторые из них.
В отличие от своих современников Изабеллы Стюарт Гарднер и более позднего коллеги Альберта Барнса, Генри не имел намерения заморозить свою коллекцию произведений искусства на момент смерти. В отличие от них, он не приобретал и не выставлял произведения искусства, основываясь на личных эстетических теориях, которые он хотел сохранить. Когда он основал музей, он даже оставил в своем завещании средства на дальнейшие приобретения различных произведений искусства. Поэтому не все основные шедевры в коллекции Фрика были приобретены самим основателем. Некоторые из самых знаковых работ музея, в частности, «Портрет графини д'Оссонвиль» Жана-Огюста-Доминика Энгра, попали в коллекцию после смерти Генри.
Дочь Фрика, любившая искусство, сыграла важную роль в расширении коллекции на протяжении двадцатого века. Несмотря на возражения отца, она увеличила коллекцию картин раннего итальянского Возрождения, но в остальном она приобретала только те произведения, которые соответствовали вкусу её отца. Согласно требованиям в завещании, музей продолжил пополнять коллекцию дополнительных работ художников, чьи стили гармонируют с оригинальной коллекцией. Совсем недавно музей получил 26 работ на бумаге таких популярных художников, как Джон Сингер Сарджент, Франсиско де Гойя и Элизабет Виже Лебрен.
Генри не открыл свой дом и коллекцию для публики при жизни, но планировал сделать это после смерти. Однако, вероятно, это было вызвано приобретением ряда особо примечательных коллекций у Джозефа Дювина, дилера бывшей коллекции Джона Пирпонта Моргана в 1910-х годах. В своем завещании Клей передал дом и коллекцию в общественное пользование с целью поощрения и продвижения изучения искусства и распространения соответствующих общих знаний. Дом семьи Фрик и его художественная коллекция должны были стать музеем после смерти его жены, которая прожила в этом особняке до конца своих дней.
После смерти Аделаиды Фрик в 1931 году, желанный Музей Фрика был открыт советом директоров, в который вошли Хелен, Чайлдс и коллеги Фрика по коллекционированию произведений искусства. Его коллекция была открыта в 1935 году после масштабного расширения и реконструкции, проведенной по проекту архитектора Джона Рассела Поупа. Поуп добавил несколько важных помещений, включая знаковый Садовый двор (ранее находившийся под открытым небом) и Овальный зал, который был расширен в 1977 и 2011 годах и в настоящее время снова расширяется. В особняке сохранилось уникальное сочетание исторического дома и художественной галереи, а такие комнаты, как гостиная и библиотека, остались в том виде, в каком их оставил Генри.
Хелен проявляла большой интерес как к изучению коллекции, так и к ее расширению, и основала рядом с музеем Справочную библиотеку по искусству Фрика, которая открылась в 1924 году. Это одна из самых важных библиотек в стране для изучения истории искусств. Хелен продолжала играть весомую роль в коллекции своего отца, работая в попечительском совете вплоть до своей смерти в 1984 году. Она также основала Художественный музей Фрика в Питтсбурге. У нее не было детей, но потомки ее брата до сих пор связаны с музеем.
В 2020 году во время реконструкции и расширения коллекция Фрика временно покинула свою историческую резиденцию. После завершения строительства в доме появятся новые галереи (в которых можно будет выставить работы, находящиеся в настоящее время на хранении), а первый этаж также впервые будет открыт для публики. Пока же коллекция выставлена в бывшем здании Музея американского искусства Уитни на Мэдисон-авеню.
Несмотря на свои относительно небольшие размеры, коллекция Фрика - это динамично развивающееся учреждение, играющее важную роль в нью-йоркской арт-сцене и истории искусства в целом. Музей Генри является одним из организаторов временных выставок, связанных с его постоянной коллекцией, и опубликовал ряд книг как научного, так и общего характера. Однако в 2020-2021 годах коллекция Фрика получила новое общественное признание благодаря выпуску «Коктейлей с куратором» - серии из 66 короткометражных фильмов, демонстрирующих фонды музея. Изначально он был задуман для общения с музейной аудиторией во время закрытия выставки COVID-19.
«Коктейли с куратором» закончились более года назад, но все эпизоды доступны на YouTube, а те же материалы скоро выйдут в виде книги. Сериал является прекрасным примером уникальной утонченности и популярности коллекции Генри Фрика. Генри Клей Фрик, умерший в 1919 году, и мечтать не мог, что его музей станет всемирно известным благодаря видео сериалу о произведениях искусства, которые он никогда не видел до своей смерти. Однако, несомненно, что собранные им произведения успешно выполнили его желание, сделав коллекцию доступной для всех, а также сыграли немаловажную роль в развитии изучения искусства.