Зарегистрировано — 123 583Зрителей: 66 647
Авторов: 56 936
On-line — 23 454Зрителей: 4618
Авторов: 18836
Загружено работ — 2 126 551
«Неизвестный Гений»
Новости
В чём секрет популярности малых голландцев XVII века, картинами которых сегодня гордятся Эрмитаж и Лувр
Малые голландцы не писали картины для дворцов и музеев. Наверное, художники того времени удивились бы, узнав, что их работы украшают залы Эрмитажа и Лувра. Нет, произведения голландских живописцев семнадцатого века – кроме разве что Рембрандта и других создателей больших, монументальных полотен – предназначались для небольших гостиных со скромной обстановкой, для домов, где жили обычные горожане или крестьяне. Ни до, ни после искусство не было так востребовано простыми людьми, а сама эпоха малых голландцев дала жизнь многим новым жанрам и новым сюжетам в живописи.
Золотой век голландского искусства
Малыми голландцами этих художников зовут именно в российском искусствоведении - для остального мира они скорее мастера, творившие на протяжении Золотого века голландского искусства. Семнадцатый век считался золотым и в истории страны. Противостояние Испании завершилось Нидерландской буржуазной революцией, возникла конфедерация – Республика Соединенных провинций. Быстро и активно развивалось производство и торговля, и за короткий срок Голландия превратилась в богатое и могущественное государство.
Повышение уровня жизни граждан привело к расцвету в том числе и искусства. Картинами не просто интересовались, их стремились приобрести – стало модным украшать дом произведениями живописи. В стране, где около трех четвертей жителей были горожанами, спрос на картины тогда был огромным – да и крестьяне, из зажиточных, тоже охотно приобретали небольшие холсты.
Большой спрос рождал и соответствующее предложение. Подсчитано, что в тот период на каждую тысячу человек в Голландии приходилось по художнику – рекордный показатель в истории. Мастера трудились не по заказу, как раньше – писали готовые картины и продавали их, покупателей хватало. При этом стать художником мог далеко не каждый желающий. За живописцами наблюдали гильдии, в которых они обязаны были состоять и куда платили регулярные взносы. Так обеспечивался высокий уровень работ, их качество.
Малым голландцам было на что опираться, традиции сформировали фламандская и нидерландская живопись, старые мастера. Большое влияние на художников XVII века оказывали работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля-старшего. В то же время никакой единой школы, объединяющей творения малых голландцев, не существовало, это название было дано по некоторым общим признакам произведений живописи того времени.
Какими были картины малых голландцев
Прежде всего, картины были действительно маленькими – в первую очередь по сравнению с полотнами, которые создавались в эпоху Возрождения для залов дворцов и палаццо, для соборов и церквей. Теперь от художника требовалось не поразить размерами холста, масштабностью или величием фигур, а украсить городской интерьер и развлечь – поэтому одним из главным жанров малых голландцев стала бытовая живопись. Сюжеты из повседневной жизни, часто забавные или ироничные, наполненные символами и аллегориями – то, что украшало быт и повседневную жизнь бюргера и его домочадцев.
Были очень востребованы натюрморты – сначала особенным спросом пользовались «цветочные» - имидж центра цветоводства складывался уже тогда. Позже в моду стали входить «завтраки» - композиции с белой скатертью и блестящей утварью. Постепенно натюрморты становились все более роскошными, пышными, экзотическими. Отдельным направлением этого жанра были ванитас – картины, призванные напоминать о бренности существования и неизбежности смерти.
Многие художники писали пейзажи – именно в тот период изображения видов природы и городов превращались в самостоятельный жанр искусства, взяв на себя больше функций, чем просто создание фона. И здесь были вариации – художники писали марины и городские виды, лесные пейзажи и пасторали, ночь или зимы, кто-то специализировался на изображении лесных пожаров.
Голландцы любили свою родину – поэтому так востребованы были изображения местной природы. Отразить красоту того, что рядом, перед глазами – вот что было главной задачей художников.
Голландские живописцы XVII века обычно имели довольно узкую специализацию, этого требовала жесткая конкуренция на рынке картин. Зато работа в собственной нише давала возможность найти «своих» покупателей. Выбор картины будущим владельцем обычно определялся его профессией, образом жизни. Ученые приобретали натюрморты ванитас, богатые крестьяне и родившиеся в провинции бюргеры - сельские пейзажи, владельцы конюшен и любители животных покупали картины у анималистов.
История на картинах малых голландцев и малые голландцы в истории
В общем смысле этот период относится к эпохе барокко – но без той пышности и того великолепия, которыми отличается барочная живопись французских, итальянских и испанских мастеров. К тому же среди творений малых голландцев не встречались так распространенные в католической Европе картины на библейские сюжеты. Церковное искусство в протестантской Голландии не признавалось, а следовательно, церкви не были заказчиками или покупателями произведений живописи. Если и появлялись на холстах сюжеты из Библии, то они изображались в современной художнику обстановке, как будто перенесенные в новое время. Крупные исторические события и сражения также не были популярны у малых голландцев.
Для их картин было характерно тщательное выписывание деталей, точность, отточенность техники, продуманность композиции, использование полутонов, теней. Некоторые использовали во время работы камеру-обскура. Известно, что с помощью этого прибора работал Ян Вермеер, которого иногда называют «великим малым голландцем».
Всего за двадцать лет, начиная с 1640 года, в Голландии было написано и продано около 1,3 миллиона картин. Часто сюжеты повторялись, вплоть до полного копирования произведения. Художники мало заботились об уникальности – ведь назначение картин не предполагало, что когда-нибудь они окажутся по соседству друг с другом в каком-нибудь музее. При этом, несмотря на количество произведений и непритязательность покупателей, творения малых голландцев стали настоящими жемчужинами живописи.
Французское вторжение 1672 года значительно пошатнуло рынок искусства, который после окончания войны больше уже не вернулся к уровню золотого века. Впоследствии отношение к малым голландцам было достаточно сдержанным – только в двадцатом веке этот феномен европейского искусства был оценен по достоинству. Сейчас, если и можно в чем упрекнуть эти произведения, то точно не в том, что они кажутся старомодными, напротив, трудно подобрать для малых голландцев более подходящий антураж, чем современный быт и нынешняя действительность.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080520/46340/
Комментарии:
10 мая ’2020 13:10
БЛАГОДАРЮ!!!
|