Мелькали полустанки, станции, разъезды… Поезд «Москва-Караганда» мчал Ису Дзантокова по бескрайним казахским степям. Семилетним мальчишкой он попал в Казахстан и для него он стал второй Родиной.
Ветер гнул по степи серебристый ковыль. Огромные, черные тучи предвещали грозу; и вот уже первые капли дождя ударили в окно его купе. Иса, стоя в тамбуре, вспоминал события своего приезда в Казахстан.
….Забирали, всех кто был дома, ничего не объясняя, никому ничего не говоря.
Сначала всех собрали у трассы Ростов-Баку, выстроив вдоль дороги. Люди не знали в чем дело. Если члены семьи были на работе или гостили у родственников, то они были вынуждены расстаться с семьей. Мальчиков после четырнадцати лет и мужчин грузили в грузовики отдельно, женщин, стариков и детей вместе.
Никого не жалели: многие из нас – детей знали, что уже больше никогда не встретятся со своими родными.
Потом с трассы нас увозили на вокзалы и грузили в холодные товарняки, как скот. Там на весь вагон стояла одна буржуйка – железная печка. Было холодно, голодно. Были люди, которых без еды насильно выгнали из дома. Все делились последним куском хлеба, горе объединяло...
Люди болели, умирали в дороге. Умерших просто закапывали в снегу, когда останавливался поезд. Врачей не было. Даже по нужде приходилось там же, в вагоне ходить, хотя это было совсем не по закону чести и достоинства чеченцев. А если в дороге умирали родители, детей отдавали по дороге в детские дома, и не говорили даже в каком городе...
Приехали в холодную зиму, в Казахстан. Это был, оказывается, последний пункт нашего назначения. Здесь чеченцев и ингушей, разбирали по дворам местные казахи, увозили их на санках и телегах, запряженных лошадьми. Детей, больных, стариков сажали в телеги, а способные идти: шли пешком.
…Дождь всё усиливался, капли перерастали в сплошной ливень, а воспоминания в картины, никем не забытые, жизненные картины казахского и чеченского народа всплывали в памяти Исы отчётливо и ярко.
Подъезжая к Караганде, Иса знал, что его будут встречать и со своей благодатной Родины он вез благославление старикам и молодым, как напутственные слова повторяя: «Дала диканца гойтийла вай!». А колеса отстукивали: «Пусть Аллах даст нам встретиться в радости!».
…Магрипа и Арыслан боязливо приняли новых постояльцев.
Разговаривали между собой они очень тихо, как-то мягко: и совсем не понимали казахского языка. Женщины были одеты в чёрное, постоянно плакали и причитали, начиная время от времени очень громко кричать. Мои друзья Бек и Алан тоже встретили их с опаской. Среди этих женщин был мальчишка, который первый подошел тогда к нам.
– Иса, – сказал он всем нам, протягивая обе руки. Потом он говорил ещё что-то, но мы не поняли. Одно поняли лишь со слов моей матери: «Они будут жить у нас!»
– Как все шестеро? – переспросил я мать.
–Не спрашивай больше ни о чём. Потеснимся. Война, сынок, – грустно ответила только мне мать.
У женщин и этого мальчишки совсем не было тёплой одежды, не заметил я и никаких узлов, чемоданов и баулов.
– Мама, зачем эти люди к нам приехали? – попытался я опять узнать у матери.
– Молчи, сынок! Значит так надо, – сказала она мне.
Отец принес дров, а мать раскрыла сундук и подала женщине одеяло, сшитое из разных лоскутов, на полу раскатала свернутую кошму.
Мой отец указал женщинам, куда можно сесть. Дети на руках у них пригрелись и уснули.
...В этот год выдалась очень суровая зима. Отец пас отары овец, я помогал ему, как только мог. Мама вязала варежки, носки: и всё это отправляла большими посылками на фронт.
Утром неожиданно, пока мы все спали, отец на санях привёз ещё девочку. У неё были обморожены ноги и руки, она почти не кричала, от крика видимо охрипла.
–Яхита, Яхита! – кинулась к ней одна из женщин. Она прижала девочку к себе, вопрошающе глядя на отца, как буд-то спрашивая: «Где ты её нашел?» Отец, отвечая на её вопрос, показал рукой куда-то далеко в степь. А матери сказал:
– Бросили девчонку, думали, что мёртвая. Магрипа, я за доктором. Растопи курдючный жир. Приготовь кровать для неё. Мурат пусть ложится здесь, – отец указал мне на пол.
Женщина не отходила ни на минуту от дочери. И мы все: взрослые и маленькие ждали, молились за неё, за её выздоровление, переживали, кто как мог. Она была моей ровесницей. Когда мать показала женщине в чёрном десять пальцев своих рук, та загнула из них четыре, значит, девчонке было шесть: решил я.
Вечером отец привёз доктора, он долго её слушал. Простукивал и остался у нас до утра, сделав девчонке какой-то укол.
Постояльцы или наши жильцы были мусульмане, около пяти вечера помолились и опять забились все в дальний угол.
Отец принёс мясо, поставил варить.
¬¬– Сынок, сходи в сарай за куртом, пусть немного утолят голод, пока мясо сварится, – попросил меня отец.
¬– Магрипа, малышам дай айран, – опять распорядился отец.
Мать разлила айран всем поровну, протягивая чашки женщинам, но указывая на детей.
И женщины поняли друг друга.
Одна из них опять стала кричать и плакать, но айран взяла, отдав его своей младшей дочери.
Бек и Алан прибежали ко мне, видимо их души переполняло такое же любопытство: «Кто такие? Откуда?»
С собой они принесли чашку баурсаков, передавая её моей матери:
– Тётя Магрипа, мама вам послала, для всех них, – сказал Бек, указывая на наших новых жильцов. – Наших, мы уже накормили. Мать протянула баурсаки женщине, но та отодвинула их рукой.
– Ешь, – сказала мать. Ешь,– повторила она и улыбнулась женщине.
– На́на, на́на, – тянули руки к хлебу дети, плакали женщины.
– Бепи́г, Бепи́г,– радовались женщины. Только спустя несколько дней я узнал, что на́на по-чеченски – «мама», а бепи́г – «хлеб».
Иса кормил сестру, сам взял только курт, отдал свой айран матери.
И что интересно: эта женщина его во всём слушалась и, казалось, ему подчинялась.
Ранним утром нас разбудил крик женщины, и мы поняли, что малышка умерла...
Мать кричала, дико кричала. Отец похоронил Яхиту, взяв меня, и моих друзей на кладбище: больше мужчин – то и не было.
Грустно, очень грустно нам было всем, но заботы дня заставляли нас двигаться, выводить отары, набирать соломы, готовить воду, кормить скот.
С этого дня мы жили как одна семья. Понемногу приходили в себя жильцы, помогая, матери по хозяйству. Наши постояльцы с удовольствием учили казахский язык, дети пошли в школу. Иса стал моим другом. Он показывал и называл мне по-чеченски предметы, которые видел вокруг себя: печь – “пеш ю”, лепешка – «хьакхам», Родина – «Даймохк» при этом … глаза он, не стыдясь вытирал кулаком, и я видел его слёзы, понимая – это были слёзы горечи и разлуки. Женщины научили мою мать печь из кукурузной муки лепешки, варить мясо с галушками, которое называли «жижиг галныш». Чаще стали улыбаться, а однажды даже спели красивую песню, голоса у них оказались приятными. Приближалась весна, со склонов холмов сошел снег, ярче светило весеннее солнце.
...Иса, Алан и я стали неразлучны. Чеченцы делились с казахами радостями, обустроили свой быт. Постепенно стали искать и находить родных, детей.
Победу сорок пятого мы встретили все вместе. Помню, обнимались и плакали наши матери: казашки и чеченки. Когда уезжал Иса, а было это уже в 1957 году, теперь моя мать Магрипа Бегельдинова, желала ему: «Некъ дика хийла!» – и я, конечно, знал перевод: «Пусть добрым будет твой путь!» – желая ему того же.
Поезд «Москва-Караганда» приближался к пункту назначения. Мелькали номера вагонов 7, 8, 9…
Арслан, Бек и я встречали Ису, всматриваясь в лица, искали до боли знакомого нам человека, нашего друга и товарища.
– «Да́ла ди́канца гойтийла вай»,– «Пусть Аллах даст нам встретиться в радости», – отстукивали колёса по железнодорожному полотну, приближаясь к перрону вокзала.
P.S. Благодарю Альбукаеву Дагман за правдивый рассказ о репрессиях чеченского и ингушского народа. О братской помощи всему чеченскому народу, оказанного казахами во время военного лихолетья.
Свидетельство о публикации №20565 от 23 августа 2010 года
Верю каждому слову, Лена!
Не может сердце остаться равнодушным
после прочтения этого рассказа.
Больно, тревожно и горько...
Но знать надо - это судьбы людей наших.
однулька моя. ты не поверишь у них такая у всех любовь к Родине, в универе учатся у нас дети тех, кого сюда ссылали, и у каждого на сотовом мелодии Кавказа, а уж если проводу День языков, они обязательно учавствуют, танцуют, поют, но держатся обособленно, некий свой мирок, в который очень трудно найти дорогу.
Хороший рассказ! Узбекские семьи в те годы тоже многих приютили. Приятно сознавать, что мир полон добрых и хороших людей, способных протянуть руку помощи в нужный момент. Спасибо вам за рассказ!
В Казахстан, в село Новогречановку Чкаловского района была сослана молодая моя свекровь с мужем и его матерью-полячкой и только потому, что поляки, почистили западную Украину перед войной. отец моего мужа - ЧАБАН СТАНИСЛАВ БЫЛ СГНОЁН В ТЮРЬМЕ Г. Красноярска в 31год Таковы негативы нашей истории, к сожалению.
Спасибо Вам Елена! За правдивый рассказ! Из Семипалатинска чеченцы уехали на родину в 1967-1968 годах! Их было очень много, целые улицы саманных домов! Мои старшие сёстры и брат дружили с чеченцами, хорошо знали их! Даже помню имена тех чеченцев: Аса, Муса, Пота. С уважением и дружбой!
Враждуют не народы и нации, враждуют политики, дельцы, греющие руки дельцы и бандиты, которым вошло в привычку убивать и грабить. Поганцев разных мастей хватает в любой стране и у любой нации. Изложенное Вами - есть правда! +10
Прекрасный рассказ, Леночка! Очень важная тема. Особенно сейчас, когда разжигается вражда между народами, вспыхивают горячие точки, ведутся боевые действия... Брат убивает брата.
Леночка, огромное спасибо, родная тебе за отзыв, да тема важная, у нас только у универе их учится более300 человек, у них своя диаспора, и не каждого они пускают к себе в души. этот рассказ мы ставили на сцене на день языков, зал встречал и провожал стоя, мы то все уревелись...
Понравилось.
В блокаду и в послевоенные годы в коммунальной квартире на Фонтанке в Ленинграде жили семьи многих национальностей и помогали друг другу как могли... Вот и выжили.
История страны - история болезни, и тем важнее каждый кусочек правды, взятый из истории, из времени, из местности...
Очень жизненно написано! Сквозь строки вашего рассказа, Елена будто льются минуты тех событий, что Вы описываете! Сильная и сложная для спокойного восприятия авторская работа, которая мне кажется, нужна нашему подрастающему поколению, чтобы потом со временем, правильно оценивать ошибки прошлого! Удачи и тепла Вам! С уважением, Анастасия.
Невозможно не написать отзыв на такой правдивый, ярко написанный рассказ за счет документальности истории. Сталинская политика и история не оправдывает себя никаким образом своё фашистское отношение к малым народам...И несмотря на это, все люди были в то время,на мой взгляд, добрее, чем сейчас.
Спасибо за рассказ!
Благодарю вас за отзыв. Многие после 1959 года уезжали, но большинство чеченцев и ингушей обрели здесь свою Родину. У нас было три школы русская, казахская и чеченская. На всех праздниках мы вместе.
Спасибо.