О ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ МИХАИЛА АРКАДЬЕВИЧА СВЕТЛОВА (1903-1964)
(тезисы выступления на собрании Литературного объединения „Источник“ 24.11.09, посвящённого памяти поэта)
1. М.А.Светлов как-то охарактеризовал себя „чемпионом лёгкого веса в поэзии“. В этой шутке-парадоксе зашифровано чётко обозначенное определение.
Что же он хотел сказать о своём творчестве? Что его стихи легко читаются?
Легко запоминаются? Легко ложатся на музыку? Что от его стихов становится
возвышенно легко на душе читателя? Скорее всего, всё вместе.
Вопрос: как это достигается? Объяснение в известной мере кроется в его
поэтической технике.
Предлагаю рассмотреть его 4 стихотворения: „Гренада“ (1926), „В разведке“
(1927), „Песня о Каховке“ (1935), „Итальянец“ (1943).
2. Ритм 1-ого и 3-его стихов амфибрахий, 2-ого и 4-ого – анапест. Стихи, написанные этими ритмами, приобретают раздумчивое, эпическое звучание. Чаще всего ритм изначально выбирается поэтом интуитивно и лишь потом, анализируя и оценивая свою работу, поэт может признать выбор удачным или забраковать результат. Независимо от того, выбирал ли Светлов ритмы сознательно или подсознательно, они носят эпическое звучание, в которое Светлов сумел ещё и вложить большую энергетику. Именно так его стихи воспринимаются читателем.
3. Энергетика Светловских стихов задана, во-первых, тематически: бой, атака, революционная борьба. Его стихи полны героики, романтики, жертвенности во имя правого дела. Это безотказно воздействовало на сознание современников и, прежде всего, молодёжи, тем более, что событийно было близко. Во-вторых, энергетика достигается краткостью обрисовки персонажа и окружающей его обстановки, подбором ёмких точных определений без лишних слов-балласта. Например: „Каховка, Каховка, родная винтовка. Горячая пуля, лети“. Ни одного лишнего слова. В-третьих, для стихов Светлова характерна энергетически выразительная двух- или четырёхстопная строфа и энергичная концовка фразы мужской рифмой.
4. Образность стихов Светлова. Яркие и точные метафоры, кратко, выпукло, объёмно обрисовывающие персонажи стиха в неожиданом и вместе с тем в убедительном ракурсе („бархат заката“; „слезинка дождя“; „полночь пулями стучала“ – вслушайтесь в аллитерацию: разведчики впотьмах напоролись на вражеский пулемёт; „нас обнимала гроза“; „итальянское небо, застеклённое в мёртвых глазах“).
5. Лексика. Светловские стихи написаны короткими фразами, очень простой лексикой, лишённой вычурности, с использованием, можно сказать, незатейливых, угадываемых рифм. Это делает облик персонажа и окружающую его обстановку ясными, зримыми, легко запоминаемыми, и потому понятными и близкими читателю. Не надо забывать, что читатели Светлова тех лет, в основном, рабоче-крестьянская молодёжь. Поэт и читатель говорили на одном языке. Потому поэтика Светлова была и доходчивой, и убедительной.
У каждого поэта своя стратегия, свой почерк написания стихов.
У каждого поэта своя эпоха и свои читатели!
Песни на стихи Светлова, мне хорошо известны.
В своё время, это были, как теперь принято называть - хиты!
Но жизнь не стоит на месте! Поэзия теперь приобрела новую окраску.
Да и песни теперь иные!
С уважением! Юрий
Спасибо, Юрий, за отзыв. Разделяю вашу позицию полностью. вместе с тем думаю, что несмотря на постояное появление новых талантов есть и будут поэты незабываемые ни в какие времена. К их творчеству будут возвращаться и наши современники, и потомки не потому, что они в школьных программах, а потому, что они смогли сказать людям нечто такое, что всегда необходимо, всегда памятно и всегда отзывается в душе человека, являясь сутью духовной потребности человечества. Простите, если показался напыщенным или дидактичным. С уважением, Тарас.
У каждого поэта своя эпоха и свои читатели!
Песни на стихи Светлова, мне хорошо известны.
В своё время, это были, как теперь принято называть - хиты!
Но жизнь не стоит на месте! Поэзия теперь приобрела новую окраску.
Да и песни теперь иные!
С уважением! Юрий